ПРОСТИ НАМ ДОЛГИ НАШИ, КАК И МЫ ПРОЩАЕМ ДОЛЖНИКАМ НАШИМ (МФ. 6. 12) – ОБРАЩАЕМСЯ МЫ К ГОСПОДУ. НО ВЫПОЛНЯЕМ ЛИ ЭТО ОБЕЩАНИЕ? ОСТАВЛЯЕМ ЛИ С ЛЕГКОСТЬЮ СЕРДЦА ОБИДЫ, НАНЕСЕННЫЕ НАМ? ПОДЧАС И ПРОСТО ОБИДНОЕ СЛОВО НЕ МОЖЕМ ВЫКИНУТЬ ИЗ ГОЛОВЫ, ЧТО УЖ ГОВОРИТЬ О В САМОМ ДЕЛЕ СЕРЬЕЗНЫХ ОБИДАХ И ОСКОРБЛЕНИЯХ... А ВЕДЬ БЕЗ ПРОЩЕНИЯ НЕТ СПАСЕНИЯ. КАК НАУЧИТЬСЯ ПРОЩАТЬ И ВСЕГДА ЛИ НУЖНО ПРОМОЛЧАТЬ В ОТВЕТ НА ГРУБОСТЬ – И ВРАГАМ, И БЛИЖНИМ? ОБ ЭТОМ МЫ БЕСЕДУЕМ С НАСТОЯТЕЛЕМ ХРАМА СОФИИ ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ НА СОФИЙСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ ПРОТОИЕРЕЕМ ВЛАДИМИРОМ ВОЛГИНЫМ.
Отец Владимир, что такое прощение?
Прощать – это значит не помнить обид, это значит покрыть своей любовью другого человека. А любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не сорадуется неправде, а сорадуется истине и все переносит, все терпит (ср. 1 Кор. 13, 4-7). Прощение – это умаление себя перед другим человеком. Прощение – это понимание того, что человек немощен. Прощение – это изглаживание того пятна, которое может остаться в душе человека, которого обидели. Если хотите, прощение – это косметическая операция на душе человека для того, чтобы не осталось и рубца от обиды. Господь Иисус Христос говорит: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Мы знаем, что многие мученики перед смертной казнью молились за мучителей своих. А Господь молился за распинающих Его так: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23, 24). Так и все мы должны молиться за тех, кто обижает нас. Вместе с этим по отношению к другому человеку нужно быть очень внимательным, очень предупредительным. Меня поразили слова апостола Павла в одном из посланий, где он говорит: Относитесь друг к другу с нежностью (см. Рим. 12, 10). А что же значит «с нежностью»? Я знаю такой случай, когда один священник заключил в объятия другого и сломал ему ребро. Это проявление любви, но грубой. А нежность – это когда ты считаешься с человеком, хочешь сделать ему приятное. Апостол Павел говорит: Исправляйте людей духом кротости и любви (см. Гал. 6, 1). Нежность – это то, что минует какие-то острые углы, это то, что считается с болезнями и ранами души и тела человека.
В первую очередь, конечно же, мы должны быть требовательны к себе. Я вспоминаю слова старца Иоанна (Крестьянкина), когда я спрашивал у него напутствия на свое пастырское служение: «Прежде всего относитесь строго к себе и великодушно к людям». Эти слова я запомнил на всю жизнь.
Прощать мы можем тогда, когда относимся строго к себе. А что значит «строго»? Это значит, что мы должны непрестанно наблюдать за своими поступками. И если чаще обращать внимание на свою душу, то окажется, что там такое засилие страстей, так много змеиного яда, что, по сравнению с этим, причиненная нам обида от другого человека – ничто.
Прощение – это противоположность обиде. Чем страшна и опасна обида?
Любая праведность – это не заслуга человека, это не то, что мы сами приобрели, а то, что нам дал Господь по милости Своей, помиловал или уберег нас от чего-либо. Обида – это нехорошее чувство, связанное с самолюбием и нелюбовью к людям. А нелюбовь или ненависть, как известно, начинаются с равнодушия. Также и с обидой. Что это такое? Это же не просто «я ушел обиженный». Это значит, что внутренне я ропщу, негодую на несправедливое отношение того человека, который так ко мне отнесся. Обида может привести человека к унынию, к отчаянию, к мысли о мести, а это есть грех. Обида связана с эгоизмом.
Удивительно, что мы не уделяем должного внимания заповедям блаженств, ведь в них об этом все сказано. Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Что такое духовная нищета? Это понимание того, что я не могу спастись без помощи Божией, что все, что я совершаю доброго – только с помощью Божией. Без Меня, – говорит Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна, – не можете совершить ничего (Ин. 15, 5). Кому же возможно спастись? – Человекам это невозможно, но все возможно Богу (Мф. 19, 26), – отвечает Спаситель. Мы немощны, поэтому должны умалиться и понять, что от нас зависит только наше намерение ко спасению! Но, ни в коем случае, не само спасение. И тогда, когда мы понимаем это, в нас рождается сочувствие к другому человеку, ведь он также слаб, как и мы, а может быть, мы гораздо слабее его. И вот когда мы осознаем это, обидеться уже не так просто.
Как научиться «любить грешника, но ненавидеть грех»?
Каждая душа создана по образу и по подобию Божиему. Это надо понимать. Образ Божий – это образ владычества. По толкованию святителя Иоанна Златоуста, Господь владычествует над всем миром, а нам Он передал владычество над земным миром, которое умаляется по мере нашей греховности. Подобие Божие – это свойства, которые даны нам от Бога, и главное из них – любовь. Мы должны понимать, что изначально любая душа прекрасна, в ней есть много святого. А грех пачкает полотно души. Приведу такой пример: стол покрыли белоснежной скатертью, и начали за этим столом пир. К концу этого пира скатерть превратилась в грязную тряпку, залитую яствами и вином. Но ведь мы же не выбросим эту скатерть, а постираем, высушим и выгладим. Мы же не говорим, что скатерть плохая, мы говорим, что на этой скатерти есть грязь, которую нужно отмыть. Также и душа человека – белоснежная – намного более прекрасная, чем та скатерть, просто запачкана грехом. И для того чтобы увидеть ее истинный облик, нужно «отмыть» душу, преобразить ее. Мы должны найти те «средства», т.е. слова, которые бы помогли этой душе очиститься от греха. Но сделать это мы можем только любя душу человека, исполнившись бережности к ней. Мы должны стать реставраторами человеческой души. Сначала нужно снять один слой, скрывающий ее красоту, затем другой, и делать это нужно так, чтобы не повредить первообраз, а если какие-то краски стерты, нужно аккуратно реконструировать их, и вот тогда мы увидим в душе человека образ великого Мастера, Которым является Сам Господь, сотворивший нашу душу.
Батюшка, бывает так, что ты просишь у человека прощения, а он не прощает. Надо ли «добиваться» прощения?
Нет, я думаю, главное – иметь раскаяние перед другим человеком. А тот человек может и не простить. Но главное – свое отношение, свое чувство. Понимаете, можно просить прощения с лестью, не осознавая, что ты виноват, можно просить прощения теплохладно, лишь для перемирия – лучше худой мир, чем добрая война. Можно просить прощения из-за лицеприятия, когда нам хочется, чтобы высокое лицо относилось к нам по-доброму. Но все эти виды прощения – фальшь. Мы должны просить прощения от всей глубины сердца!
В своем руководстве духовными детьми, в особенности, близкими (близкие это не те, которых я больше люблю, а те, которые более сотрудничают со мной в духовной жизни, нуждаются в моей помощи), когда вижу, что кто-то из них просит прощения неискренне, стараюсь добиваться этой самой искренности. Потому что без нее прощение – это ложь. А отец лжи – диавол. И приходится разными способами и ухищрениями добиваться того, чтобы человек из самой глубины своего сердца попросил прощения. Я так добивался прощения у своего дитя, когда она была маленькой, и у многих других людей. Только такое прощение и просьба о нем приносит умиротворение и душе, просящей прощения, и душе, у которой его просят.
Как вести себя с обидчивым человеком? Нужно ли постоянно осторожничать, угождать ему или прямо высказывать свое мнение?
Опять возвращаемся к словам апостола Павла: Обращайтесь друг к другу с нежностью. Во-первых, нельзя допускать по отношению к человеку того, чего не хотел бы по отношению к себе. Например, грубости, презрения, холодного отношения. Нужно стараться быть светом для мира и солью для земли, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославили бы Отца Небесного. Нужно быть добрыми и теплыми по отношению к окружающим. Ведь все мы хрупкие, кто-то – более, кто-то – менее. Никто же не будет кидать хрустальную вазу на бетонный пол, с ней все обращаются бережно, чтобы она не разбилась. А к человеческой душе, как к сосуду Божией благодати, мы должны относиться еще более бережно, внимательно и аккуратно. По отношению к себе мы не хотим ни обличения, ни грубого слова, ни критики, ни непонимания. А почему же мы по отношению к другому человеку так не поступаем? Да, он обидчивый, но считайся с этим! Не говори ему того, что может его огорчить и сразу же настроить против. Обидчивый человек, если хотите, это больной человек, душевные раны которого нужно постоянно перевязывать, смазывать елеем и вином, нужно бережно исцелять его раны, а не грубо отрывать засохшие бинты с тела или души человеческой. И когда хрупкая душа будет чувствовать эту любовь, поверьте мне, она будет постепенно выравниваться и исправляться. Только на любовь человек реагирует положительно, только благодаря любви человек может совершенствоваться.
Батюшка, а как надо относиться к грубости от посторонних – например, в магазине, общественном транспорте?
Кто ударит тебя в левую щеку, подставь правую – это идеальные отношения. Но, конечно, очень трудно переносить хамское поведение по отношению к себе, и, если вы им огорчились, то не нужно отвечать злом на зло, а мысленно нужно помолиться об этом человеке.
Вспоминаю такой случай из своей жизни: я подъехал к своему дому, вышел из машины и направился к подъезду, у которого сидела небольшая компания молодых людей, распивавших пиво. И они очень дерзко и по-хамски обратились ко мне: «Ты что, служитель культа?» Мне пришлось себя внутренне преодолеть, и можно было пройти мимо, но я почувствовал неприятный осадок от этих слов, в которых были недоброжелательность и издевка. Через какое-то мгновение я ответил им по-доброму, нефальшиво. В своей внутренней борьбе я почувствовал, как несчастны эти люди, они не ведают Бога. Тогда я понял, что к ним нужно идти навстречу с проповедью любви. Я искренне доброжелательно ответил им: «Да, я священник». «Ну, а в Лавре-то ты был когда-нибудь?» – спрашивают они меня. Я говорю: «Да, был, и не один раз. Лавра – это центр православного мира». И вдруг моя доброта так подействовала на них, что, когда я уже поравнялся с ними, эти молодые люди встали и попросили у меня прощения. Это меня поразило! Вот как действует любовь на сердца, даже далекие от Бога. По отношению к этим, по истине несчастным людям, нужно быть снисходительными. Надо стараться не отвечать злом на зло, нужно дарить любовь, нужно добром отвечать на зло. Я глубоко убежден, что каждый христианин должен стремиться к этому!
А как себя вести, если при нас оскорбляют наших родителей или детей? Должны ли мы терпеть и прощать это?
Нужно постараться, как мне думается, с кротостью остановить беззаконие. Можно сказать обидчикам: «Зачем вы оскорбляете людей, которые старше вас? Почему вы так обращаетесь с теми, кого не знаете?» Но, если эти люди попытаются чинить насилие, то нужно вспомнить слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). И, конечно, надо встать на защиту, не задумываясь о том, чем закончится эта брань. Может быть, мученичеством. Мы, в принципе, должны быть к этому готовы. Я говорю об идеале.
Батюшка, а о прощении в более глобальном масштабе – как относиться к тем, кто заведомо сознательно возводит хулу на нашу веру, Православную Церковь, на русский народ и его вековые традиции?
Святитель Иоанн Златоуст для своего времени говорил так: «Если кто-то в твоем присутствии хулит имя Господа, подойди и ударь хулителя по щеке» (см. «Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу. Беседа 1, ч. 12). Но сейчас другое время. Сейчас нужно подойти и, если это ваш знакомый, то нужно попросить его хотя бы ради вас не хулить Бога и Церковь Его. Если незнакомый человек говорит гадости, то нужно сказать ему, что он многого не знает, и попросить его воздержаться от резких выражений. Если ничто на него не подействует, то нужно помолиться за хулителя также, как за врагов своих: «Прости ему, Господи, ибо не ведает, что творит». И, конечно же, с хулителями не общаться, если они сознательно и убежденно поносят Бога и Церковь.
Значит, молчать нельзя?
Думаю, что нельзя. Другое дело, что не все мы мученики, не многие из нас способны к мученическому подвигу. Господь говорит: Если тебя гонят в одном городе, иди в другой. Если ты видишь, что ни словом, ни делом не можешь помешать хулению, отойди от этого человека, не общайся с ним, помолись за него.