К сожалению, многим знакома картина: один из взрослых домочадцев не работает, находя тому «уважительные» причины, по хозяйству особо не помогает, объясняя свое безделье «плохим состоянием здоровья». И в довершение, заняв положение «жертвы», манипулирует ближними, постоянно жалуясь на всё и вся… святые отцы учат: чтобы не осуждать, надо находить человеку оправдания. Но трудно найти оправдание такому лентяю, да и надо ли? И что такое вообще лень, как, почему, в какой момент она овладевает человеком и чем грозит «задремавшей» душе? На эти вопросы отвечает протоиерей Сергий Николаев.
Кто-то близкий не желает трудиться, не помогает в домашних делах. Трудно найти оправдание такому поведению. Труд действительно очень важная составляющая нашей жизни. В замысел Божий о человеке входил и непременный труд. Человек трудился с самого своего создания, еще при жизни в раю. И взял Господь Бог человека (которого создал), и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15) – повествует нам Библия. Что имеется в виду под словами возделывать и хранить, мы точно не знаем, но поверим святым отцам, которые говорят, что действия эти были нетяжкими для человека, а напротив – радостными, так как соответствовали более полному раскрытию его потенциала, как Божия творения. Райская жизнь вовсе не подразумевала безделья, как представляют ее некоторые. А позже человек получил и заповедь, регламентирующую его трудовую деятельность: …шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмый – суббота Господу Богу твоему (Исх. 20, 9–10). Шесть дней труда уподоблены шести дням творения, в которые Бог создал мир. Творение мира – это Божий труд для счастья человека. Это дела Божии, которыя Бог творил и созидал (Быт. 2, 3).
Да не думает кто, что Бог переделал все дела в шесть дней и теперь отдыхает. Он и теперь творит чудеса великие (Пс. 135, 4). Он в беспрерывной деятельности, которую мы можем видеть в природном мире, в судьбах человеческих, в истории народов. Не все, конечно, увидят, но те, кто искренне желает этого и просит у Бога истинного духовного зрения. Такое зрение имел древний автор, сказавший: Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и на всех безднах; возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих. Он поразил первенцев Египта от человека до скота, послал знамения и чудеса среди тебя, Египет…
Поразил народы многие и истребил царей сильных… и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю… (Пс. 134, 6–12). Деятельность Божия на благо человека никогда не прекращается. Спаситель говорит: Отец мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17).
Задача и смысл земной жизни человека – уподобление Богу, или обожение, приближение к Богу насколько это возможно для каждого. Уподобление и в постоянной деятельности, в полезном труде. «Легко сказать», – подумает кто-то. Ведь Богу все легко, Он и не напрягается, и не устает. У Него нет препятствий. Как говорит псалмопевец: Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось (Пс. 32, 9). Да и у человека изначально труд был легким и радостным. Это был труд с Богом и перед Богом. Но непослушание и грех привели к всемирной катастрофе. После грехопадения Господь выслал прародителей за ограду райского сада, и началась их трудная жизнь на проклятой за грех Адама земле. Проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… в поте лица твоего будешь есть хлеб… (Быт. 3, 17–19). Все человечество, все люди, как наследники Адама, в поте лица добывают свой хлеб. При этом труд не есть жестокое наказание и каторга. Труд есть указание образа жизни. Созданный существом деятельным, человек так или иначе постоянно проявляет себя. Но из-за поврежденного грехом сознания его деятельность не всегда правильна, полезна для него и других. Труд в этом смысле спасителен. «Жизнь наша сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Природа наша не может бездействовать, а иначе легко приклоняется ко злу» (святитель Иоанн Златоуст). Кроме того, труд может защищать от скорбей и печалей, которые есть в жизни каждого человека. «Труд как бы создает некую мозолистую преграду против боли» (Цицерон). Боль постигшего нас несчастья нередко преодолевается трудовыми усилиями (всем знакомо выражение «Уйти с головой в работу»). Женщины чаще всего в житейской неурядице набрасываются на домашние дела, огород. Мужчины решаются на отложенные хозяйственные работы или ищут всепоглощающего дела. Один мой знакомый молодой человек, художник-любитель, в тяжелых обстоятельствах, когда совсем нет просвета, берется за новую картину, и как ни странно – особенно оптимистичную.
Чем ближе человек к Богу, тем он счастливее. «Счастье» – от слова часть. Общая часть с Богом. Активный труд в том числе – тоже некоторая общая часть. Заметим, что даже тяжкий, до пота лица, труд способен приносить радость. Мне посчастливилось общаться с людьми настоящего крестьянского труда. Когда они рассказывали о прошлой жизни, то самыми яркими и счастливыми эпизодами в ней были именно трудовые будни, тяжелые, но преодоленные трудности. Заметьте, как несчастен человек без работы. Безработица, даже если она, как на Западе, поддерживается чрезмерными субсидиями, унижает человека, делает его глубоко несчастным. Горькое чувство, что мир не нуждается в нем, что он оказался лишним, рождает ощущение собственной несостоятельности, приниженности, тоски. «Потому что здоровому человеку труд нужен, как воздух, как самоуважение, как радость, как молитва» (И. Ильин). Мне вспоминается наш многодетный сторож Николай. Зарплата крошечная, еле-еле хватало. Зная его положение, прихожане часто приносили ему продукты и другое потребное для дома. Нашей семье от родственников и состоятельных знакомых тоже перепадало «на деток»: сладости, детские вещи, одежда, игрушки. Часть подарков супруга передавала другим семьям, в том числе и Николаю. Как-то он похвастался ей новым школьным рюкзаком: «Вот, сегодня с дочкой на рынке купили». «Да зачем же ты деньги тратил?! Сказал бы мне, у меня есть лишний». «Вы не понимаете. Хочется хоть что-то самому купить. На свои. И дочка пусть видит, что папка сам может заработать и купить то, что ей нравится, а не только чужой рюкзак принести». У каждого человека есть потребность что-то значить. «Каждый из нас должен быть признан, должен обрести уверенность в себе, самоутвердиться, обеспечить своим трудом себя и свою семью. Так развертывается у людей то инстинктивное самоуважение, которое перерастает затем в чувство собственного духовного достоинства. Так что поистине всякий успех на земле есть успех труда» (И. Ильин).
Труд, особенно в христианском обществе, всегда считался священной обязанностью человека. Апостол Павел, хотя и имел возможность жить на содержании общины и не работать, всегда трудился: …мы… ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Фес. 3, 8). Ему же принадлежат слова: … если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10), вошедшие в наш отечественный быт пословицей «Кто не работает, тот не ест». Господь так мудро устроил нашу жизнь, что трудиться, добывая пищу, человек начинает с самого рождения. При естественном вскармливании младенец очень интенсивно работает. Совсем малое дитя уже ест в поте лица: на крошечном лбу его действительно выступает пот. Бывает, что, еще не получив достаточно еды, младенец на несколько минут засыпает от усталости и, отдохнув, опять начинает трудиться. Когда переходят на кормление из бутылочки, его лишают «трудового воспитания», и нередко, попробовав «легкой» пищи, он потом отказывается от материнской груди, не хочет возвращаться к труду по добыче еды. Учтите это, мамы. Искусственное вскармливание одновременно вскармливает и склонность к лени.
Что такое лень? Изначально лень понималась как бес, прилепляющийся к человеку. Отсюда выражения: «лень напала»; «побороть лень». Лень – это духовная болезнь. Отсутствие желания работать, на самом деле, безумие, противление Божию закону. И вызов Богу. Бездельник убивает свою душу, так как пребывает в смертном грехе воровства. Бездельник живет чужим трудом, он похищает на свои нужды труд других. Тунеядство есть разновидность воровства. К сожалению, редко кто осознает свое тунеядство как грех. «Вымой за собой посуду». – «Мам, я сегодня очень устал». И далее: «Убери комнату». – «Уроков много задали»; «Съезди к бабушке». – «Да мы с ребятами собрались…» Мамы жалеют своих недорослей, не настаивают на участии чада в домашних работах, а потом приходится жалеть их самих. А со временем жену или мужа выросшего тунеядца. Леность нередко имеет домашнее происхождение. Незаметно усвоенная, она становится как бы органической частью личности, почти не осознаваемой ею.
Господь леность поставил в одном ряду с лукавством, сказав: лукавый раб и ленивый (Мф. 25, 26). Ленивец, уклоняясь от дела, почти искренне осознает себя нездоровым, усталым, не имеющим времени, обязанным заняться чем-то другим. Лень всегда хватается за какую-нибудь причину, и ленивец лукавит сам перед собой.
Леность иногда происходит от уныния, причиной которого может быть не только горестные обстоятельства или гнетущее положение, когда, как говорится, руки опускаются, но и природные особенности психики, а также ошибки воспитания. Это только со стороны кажется, что лентяй живет в свое удовольствие. Нет. Его жизнь безрадостна. Ему неведомо то, что составляет «удовольствие совести и веселие разума». «Тень не есть тело, а только вид тела: так и человек, леностью расслабленный, не есть реально живущее существо, но только тень живущего существа» (митрополит Московский Платон). Трагедию живущего в таком расслаблении человека Иван Гончаров показал в Обломове. Заметим, что персонаж этот вызывает у читателя не протест, не упрек, а, скорее, сочувствие, переходящее в жалость.
Отсутствие единомыслия между супругами тоже может быть причиной уныния у одного из них. И проявится это уныние как раз в нежелании трудиться на семью, на «общее дело», потому что общности нет. «Все вроде есть, а ей все мало. То мебель нужно поменять, то ванную обновить, то ремонт… Не хочу больше на все это горбатиться. Надоело». Если нет желания трудиться, надо задать себе вопрос: «Почему мне не хочется?» И попытаться честно, не оправдывая себя, найти причину. Впрочем, причину лености супруга может поискать в своих действиях или словах и другая половина. И если в супругах сохранилась любовь, то они могут, осознав каждый свою вину, в мирных семейных разговорах прийти к согласию. Лежебока будет хоть иногда поднимать себя с дивана, а многозаботная – сдерживаться в своих чрезмерных претензиях.
Случается, что бездеятельность принимается как кредо, как жизненная правда. Так понимает жизнь слуга Хлестакова Осип: «Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях, да ешь пироги» (Н. Гоголь. «Ревизор»). Разве не встречаются такие персонажи наяву? А кто-то место приложения сил, работу, выбирает по принципу: «где бы ни работать, лишь бы не работать», то есть исключает из своей жизни творческий труд и служение ближним. Но без труда Homo sapiens легко из человека разумного превращается в обыкновенного хомяка, счастье жизни которого – набитые защечные мешки. А кроме того, безделье и лень и сами производят уныние. Бездельники склонны к ропоту и обвинениям. Им присуще постоянное недовольство. Бездеятельность противоестественна человеку, сотворенному по образу Божию. Бог – Творец, и человек создан деятельным творцом, тружеником. Противление замыслу Божию делает человека несчастным. «О рачительности нашей радуются Ангелы и Архангелы, а о лености нашей радуется и веселится враг» (преподобный Ефрем Сирин). «Леность без всякого предлога есть предвестник уклонения в худое». А потому следует избегать всякого разленения и просить помощи Божией в избавлении от этого зла. А если зло постигло близкого нам человека, будем без раздражения и упреков всяческими уговорами понуждать его хоть к самым малым трудам. В надежде, что через малые дела, наши молитвы и молитвы Церкви он в свою меру исправится, а мы утешимся. Потому что «трудящемуся Бог посылает милость, а любящему – утешение» (преподобный Амвросий Оптинский).
Протоиерей Сергий Николаев