Программы Фонда

О ПСАЛТИРИ

Лето Господне
Псалтирион, по-гречески, – струнный музыкальный инструмент. В его сопровождении люди пели обращенные к Богу молитвенные песнопения. В связи с этим песнопения получили название псалмов, а их сборник стал называться Псалтирью. Псалмы были объединены в одну книгу в V веке до Рождества Христова. С греческого на славянский язык Псалтирь была переведена в середине IX века святыми равноапостольными братьями Мефодием и Кириллом, учителями славян. По-славянски Псалтирь впервые издана типографским тиснением с древних рукописей в Кракове в 1491 году.

В Церкви Христовой Псалтирь получила особенно широкое применение в рамках богослужения, такое употребление Псалтири началось уже в апостольские времена (см.: 1 Кор. 14, 26; Еф. 5, 19; Кол. 3, 16). Псалтирь послужила источником большей части вечерних и утренних молитв. Псалмы входят в состав почти каждого чина православного богослужения.

На Руси Псалтирь была распространена широко и имела немаловажное значение в жизни русского человека: она употреблялась и как книга богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой.

В Псалтири из 150 псалмов часть относится к Спасителю – Господу Иисусу Христу; они важны в сотериологическом плане (сотериология – учение о спасении человека от греха). Эти псалмы называются мессианскими (Мессия, с еврейского, значит – Спаситель). Различают псалмы мессианские в прямом и в прообразовательном смысле. Первые говорят только о грядущем Мессии – Господе Иисусе Христе (см.: Пс. 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109). Вторые повествуют о лицах и событиях Ветхого Завета (царь и пророк Давид, царь Соломон и др.), прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь (см.: Пс. 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117). 151-й псалом посвящен псалмопевцу Давиду. Этот псалом содержится в греческой и славянской Библии.

Псалтирь вначале делилась на пять частей применительно к древнему богослужебному порядку. В современном богослужебном Уставе Православной Церкви принято деление Псалтири для удобства при употреблении ее за богослужением и в домашнем (келейном) правиле на 20 разделов – кафизм (кафисм). Кафизма от греч. «кафизо» – «сижу». В Древней Церкви за богослужениями, особенно на утрени, после псалмов, которые пелись стоя, полагались перерывы для духовных размышлений о пропетых псалмах. Во время этих размышлений сидели. Из таких размышлений возникли песнопения, именуемые «седальнами». Впоследствии стали сидеть и во время чтения псалмов, а название «кафисма» (то есть «седален», «седальный») перенесли и на псалмы. В славянском Уставе слово «кафисма» оставлено для разделов Псалтири, а богослужебные песнопения названы славянским словом «седальны».

Каждая кафизма делится на три «Славы», или статии. После каждой «Славы» трижды читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!»

Псалмы читаются в храме ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. Полностью Псалтирь прочитывается в течение каждой недели (то есть седмицы, а Великим постом – дважды в течение седмицы).

Домашнее молитвенное правило находится в глубокой молитвенной связи с богослужением храмовым: утренняя келейная молитва, начиная новый день, предваряет богослужение и внутренне готовит к нему верующего; вечерняя, заканчивая день, как бы завершает и церковную службу. Если верующий не был в храме за богослужением, он может включить в свое домашнее правило псалмы. Число псалмов при этом может быть различным – в зависимости от намерений и возможностей верующего. В любом случае, отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать псалмы ежедневно, полагая, что, как непременные условия для духовной пользы чтения и изучения псалмов в человеке должны присутствовать благочестие и чистота сердца.

О чтении Псалтири по усопшим

В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего диакона, монаха и мирянина (над почившим священником и епископом читается Евангелие.) Псалмы читаются непрерывно (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или литии) до погребения усопшего и в память его после погребения. Такое чтение служит молитвой Господу об усопшем, утешает близких и родственников усопшего и обращает к Богу их молитвы о нем. Порядок чтения Псалтири при этом такой – каждая кафизма начинается молитвословием:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

После каждой «Славы» в кафизме читается молитва:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою) (имя рек), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (той) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко щедр, упокой; несть бо человека, иже поживет и не согрешит, но Ты един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь.

По окончании кафизмы читается установленное последование молитв с Трисвятого по Отче наш, тропари покойны и положенная после каждой кафизмы молитва.

Совершать чтение Псалтири по усопшим может всякий благочестивый мирянин.

О чтении Псалтири на всякую потребу

Составлено по писаниям

святителя Афанасия Великого

Вот что говорил о чтении Псалтири святитель Афанасий Великий: «Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто, – читая псалмы, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушения и гонения, – поя псалмы, явится благоискусным и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшему псалом, или обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешал, – читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим и, воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение...Слышал я от мужей мудрых, что в древности у израильтян только чтением Писания изгоняли демонов и обличали козни, чинимые им людям».

Святитель Афанасий рекомендовал читать различные псалмы в зависимости от нужды молящегося:

Если желаешь утвердиться в надежде на Бога и небоязненности: Пс. 90.

При желании переселиться в Дом Божий и Вечные Божии Селения: Пс. 83.

Если просишь щедрот у Бога: Пс. 66.

При затруднительных обстоятельствах жизни, при унынии духом: Пс. 101.

Если пленен чуждыми помыслами: Пс. 136.

Когда видишь гордыню и умножающуюся злобу многих, видишь, что уже у людей нет ничего святого: Пс. 11.

Когда услышишь, что хулят иные Промысл, тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Господу, произнеси: Пс. 13, Пс. 52.

Если желаешь узнать, каков должен быть гражданин Небесного Царствия: Пс. 14.

Видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им этими словами: Пс. 19.

Если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на Господа и читай: Пс.10.

Если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят еретики, но прочти: Пс. 35.

При гонении и поношении врагов и множестве восстающих на тебя: Пс. 3, Пс. 24, Пс. 26, Пс. 41, Пс. 139.

Видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети: Пс. 5, Пс. 7.

Если желаешь укрепиться против нападающего врага: Пс. 38.

Если злоумышление врагов продолжается – не падай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Господа, воспевая: Пс. 12, Пс. 25, Пс. 34, Пс. 42.

Если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения: Пс. 39.

Если раскаиваешься в соделанном грехе и молишь о помиловании: Пс. 50.

О благодарении Богу: если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу:

Пс. 28, Пс. 104, Пс. 106, Пс. 134, Пс. 145-150.

Желая вспомнить, какие благодеяния Божии оказаны отцам, сколь Бог благ и люди неблагодарны: Пс. 43, Пс. 77, Пс. 88, Пс. 104, Пс. 105, Пс. 106, Пс. 113.

Благодарение Господу, когда Он услышал тебя в скорби: Пс. 4, Пс. 74, Пс. 114, Пс. 45.

Когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей твоих: Пс. 17, Пс. 9.

Видя, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой: Пс. 22.

Впав в руки врагов и мудро избежав их, и уклонившись от злоумышлений их: Пс. 33.

Славянка № 41 сентябрь-октябрь 2012г.