Программы Фонда
2024-12-13 11:08

НАДО БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ПЕРЕД БОГОМ И СОБОЙ

Лето Господне
Искренность всегда привлекательна. Всякий раз, когда мы встречаем ее в ком-то, она пленяет наше сердце. Жаль только, что в нашем мире она пребывает больше в детях. Во взрослом обществе искренность редка. Впрочем, как и все настоящее, подлинное. Но что же мешает нам самим быть искренними? Что связывает нашу свободу быть самим собой? Чаще всего это желание выглядеть в глазах других людей лучше (или просто иным), чем ты есть на самом деле. «Мнение о нас других людей – вот то зеркало, перед которым позируют почти все без исключения. Человек делает себя таким, каким хочет, чтобы его видели. Настоящий же, как он есть на самом деле, не известен никому, включая часто и его самого, а живет и действует некая выдуманная и приукрашенная фигура. Это стремление к обману так велико, что человек в жертву ему приносит, искажая свою природу, даже самого себя – единственное и неповторимое, чем является каждая человеческая личность».
Сегодня интернет предоставил неограниченную возможность сообщать о себе, своей жизни, переживаниях, своем мнении не только друзьям и приятелям, но самой широкой аудитории. Для многих интернет стал гигантской сценической площадкой для представлений, где можно притвориться всем, кем хочешь. Если прогуляться по социальным сетям, то и в «Одноклассниках», и «Вконтакте», и в «ЖЖ» почти не встретишь реальной личности. А все это, в большей или меньшей степени – вымышленные персонажи. Если даже при общении «глаза в глаза», и вовсе не помышляя о выгоде, большинство людей все же немного, пусть капельку, рисуются, то образ, представленный в сети – это уже просто «портрет маслом».
Ну, еще понятно, когда политики или высшие чиновники играют роль, в этом издержки их профессии. Им надо «держать лицо». Или производители, продавцы и все те, кто заинтересован в рекламе, все, кому необходимо, чтобы мы приняли ожидаемое и желаемое за действительное и раскошелились. Им тоже как бы «по штату положено» актерство. Но простые люди? Не ищущие рейтинга, доверия избирателей, наживы? Чего им надо, если они не получают никакой видимой выгоды от своей маски? Видимой, пожалуй, и не получают. Но невидимый интерес есть. И зовется он тщеславием. Именно от тщеславия родятся лицемерие и неискренность. Именно оно понуждает играть роль и представляться.
Святые отцы согласны в том, что тщеславием проникнут весь мир. Оно примешивается ко всем нашим словам и поступкам. У кого-то больше, у кого-то меньше. Но мало кто считает себя тщеславным. Даже верующие церковные люди редко упоминают об этом грехе на исповеди. Напротив. «Я человек нетщеславный» – частое и вполне искреннее заблуждение. Кажется, если я не стремлюсь к славе, не ищу известности, не жду похвалы, то я – нетщеславный. Но тщеславие многогранно. Есть внутреннее сердечное тщеславие, не зависящее от внешней оценки. Таково тщеславие фарисея из Евангельской притчи (см. Лк. 18, 10-14). Он тщеславится своей праведностью – тем, что соблюдает заповеди, постится, живет по законам общества. А можно быть в восторге от своего интеллекта, образования, мудрости, любви к животным. Нередко такое сердечное тщеславие побуждает человека к учительству. И кажется ему, что не ради славы, но ради пользы ближнего щедро засеивает он интернет своими мнениями и комментариями. А через какое-то время проявить себя, доложить, что ты думаешь по тому или иному поводу уже становится как бы ежедневной обязанностью по отношению к другим пользователям. И не хочется иногда, да надо. Надо «покормить» свое тщеславие. Некоторые признаются, что не могут уснуть, если не отметятся в сети.
Желание заявить о себе, привлечь внимание заметно даже в детках. Вот мальчик вышел во двор и сообщает всей компании, что у него брат самбист. Другой царапает на скамейке свое имя – «Саша». А третий добавляет к нему комментарий – «осел». И в сети мы видим то же. Кто-то пытается прибавить себе значительности и представляет вместо себя некую «отредактированную» персону. Кто-то выкладывает свое «я» в виде «фоток» и подсчитывает «лайки». А кто-то спешит всюду высказать свое мнение. У Н.В. Гоголя в «Ревизоре» есть интересный, с этой точки зрения, персонаж – Петр Иванович Бобчинский. Живя в глубокой провинции, Петр Иванович просит проезжающего петербургского чиновника о великой милости: «Я прошу Вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский». Что ему с того, что сановитые, но совершенно незнакомые люди услышат о его существовании? Его греет, пусть мимолетная, но причастность к ним. И он уже ощущает себя более значительной фигурой. Не становится значительной фигурой, но думает о себе так. Того же ищут и многие любители проявиться в сети.
О тщеславии говорят, как о тонком грехе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет его самой скрытной из всех душевных страстей. Поэтому его не просто заметить и осознать. Часто мысли и действия, на которые нас вдохновляет тщеславие, кажутся нам пустяком и забавой. Как, например, интернет-присутствие. Да не подумает кто, что здесь унижают и обижают всемирную сеть. Интернет – замечательный помощник по жизни. Если его правильно использовать. Все зависит от того, чего мы от него хотим.
Не будем тщеславиться (Гал. 5, 26) – говорит Апостол. Наше, казалось бы, невинное развлечение, под видом общения в интернете, не может быть бесконтрольным в отношении этого греха. «Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен». Хорошо бы эти слова преподобного Иоанна Лествичника поместить на электронном стикере рабочего стола компьютера. Включаешь свой ПК, а тебе преподобный Иоанн напоминает «Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен». Призадумаешься: «Оно мне надо?»
«Тщеславие тонко, но душу всегда огрубляет» – писал святитель Феофан Затворник. Души тщеславные Господь лишает благодати, и они делаются грубы и нечувствительны к греху. Исповедь у тщеславных людей бывает очень затруднена. Они привыкли играть, а не осознавать себя. Привыкли к взгляду на себя не изнутри, а со стороны. От этого сложнее и увидеть, и осознать свои грехи. Но даже когда грех осознан, его не просто высказать. Обычное дело – «ретушь» и «редакция», маскировка грехов на исповеди. А еще множество ненужных подробностей и обстоятельств. У преподобного Иоанна Лествичника тщеславие названо притворным жительством. Бывает, что привычное притворство не оставляет человека и во время исповеди. Он и тут ищет похвалы и хорошего о нем мнения духовника. Типичная добавка: «Не пощусь. По болезни». Или: «Не была на службе, потому что навещала больную свекровь». Благодать таинства ставится на второе место, гораздо важнее – что о тебе думают. Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетна была принята вами (2 Кор. 6, 1) – пишет Апостол. Здесь, по-видимому, благодать тщетна.
Невидимые, тонкие грехи легче посчитать мелочью, чем грехи грубые. Подумаешь, прошелся перед сном по друзьям «Вконтакте», или выложил фотосессию «Я в туристической поездке», порадовал своим «я» «Твиттер». Пустяк! Но если этот пустяк владеет тобой, то он уже не пустяк. Опыт показывает, что те грехи, которые мы считаем мелкими или несерьезными, гораздо легче порабощают нас, чем грехи грубые. Но освободиться от них – труднее. Они малы только в том смысле, что мало тревожат совесть.
«Раз начатый грех, особенно разрешенный себе, очень быстро овладевает человеком, и возврат от него почти никому не посилен». Но невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). С помощью Божией можно осилить зло. Но для этого нужно осознать присутствие этого зла в себе. И затем непритворно решиться распрощаться с ним. Решимость расстаться с грехом и собственные усилия в этом (удаление от соблазна, молитва, внимание к своим мыслям и чувствам, осмысленная исповедь) непременно привлекут благодать Божию. А с ней у нас уже совсем другие возможности.
Протоиерей Сергий Николаев
Журнал Славянка № 48 ноябрь-декабрь 2013г. Помочь журналу или подписаться на журнал.