ЛЮБИМЫЙ РУССКИЙ ПОЭТ
Шел Господь пытать людей в любови.
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, –
Знать, от голода качается, болезный».
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй... маленько крепче будешь».
1914 год
Одно доброе слово и в жестокий мороз согреет,
а худая речь и среди жары бросит в озноб.
Преподобный Макарий Великий
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Творческий талант – это великий дар Божий человеку. Всевышний Творец, создавший все невыразимо прекрасное и великолепное мироздание, таким образом наделяет писателя, художника или музыканта божественной способностью творить красоту. Во вдохновенных своих созданиях человеческий гений соприкасается с вечностью. Вот почему творения литературы и искусства живут веками, украшая и обогащая этот мир, преодолевая времена и пространства, волнуя и согревая сердца новых людских поколений.
Есенин стремился поделиться тем, что переполняло его душу:
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Всем известно, как трагично сложилась судьба Сергея Есенина. Он был «сыном страшных лет России» – страшных не только революционной катастрофой, но и предшествовавшей ей духовной смутой. Трагический надлом души поэта произошел еще до того, как власть над Россией захватили большевики. Нельзя без умиления читать ранние письма Есенина родным и близким – такая в них чистота, доброта, трогательная наивность. Но затем гениальный крестьянский юноша попал под опеку духовно изломанной, антиправославной «образованщины», в кружок Мережковского-Гиппиус. Там заразили его маловерием, сомнением в той Истине Божией, которую исповедовали его родители, которой жил и дышал весь православный народ русский. Позднее Есенин писал своим друзьям – крестьянским поэтам о том, с каким барским высокомерием относились к нему его первые литературные наставники. Их «уроками» отнята была у Есенина та чистая гармония внутренняя, какую дарит человеку святая вера. Некоторые строки его произведений неправославны, даже кощунственны. Но за этими кричащими, на грани истерики, строчками чувствуется боль мятущейся души – они подобны крику испуганного заблудившегося ребенка.
Надменным литературным «учителям» не удалось втиснуть творчество Есенина в мертвую схему «искусства для искусства». Он вдохновлялся живым чувством – и этим чувством была пламенная любовь к России, к ее природе и народу, обычаям и укладу жизни, ко всему русскому. Поэтому в стихах своих Есенин не мог пройти мимо духовной сути возлюбленной Родины – православной веры.
Начиная гимн Русской земле «Гой ты, Русь моя родная», поэт второй же строчкой называет ее главные приметы: «хаты, в ризах образа». В его произведениях калики перехожие «поклоняются Пречистому Спасу» и «поют стих о Сладчайшем Иисусе», Матерь Божия «из окошка райского терема» смотрит на Русскую землю, является любимый народом святитель Николай – «Микола» – со словами: «Помолюсь схожу за здравье православных христиан», сам поэт высказывает щемящее желание: «Пойду в скуфье смиренным иноком».
С необычайной силой и трогательностью Есенин воспевает христианские добродетели: милосердие, любовь к матери, любовь к Отчизне. Уже после большевистского переворота устами своего верующего деда он сетовал на поругание святынь: «Вчера иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест, теперь и Богу негде помолиться». И трудно, почти невозможно себе представить, чтобы из-под пера неправославного человека мог выйти такой шедевр духовной лирики, как есенинское стихотворение-притча «Шел Господь пытать людей в любви».
Пережив недолгое увлечение большевизмом, поначалу сулившим крестьянству «земной рай», Есенин начал понимать антинародную сущность большевистского режима. Страдания Родины жгли его душу, все мучительнее и надрывнее становились и его стихи, и его жизнь.
А с точки зрения властей Есенин с его искренностью и преданностью России никак не соответствовал казенному облику «революционного поэта». Началась травля. В издевательской «проработке», которую обрушил на личность и творчество Есенина большевистский лидер Николай Бухарин, звучало и обвинение в «церковности». Лишь в конце ХХ века стало известно, что смерть Есенина отнюдь не была самоубийством: подлой инсценировкой палачи поэта хотели осквернить даже память о нем. Тому же богоборческому режиму, который силился уничтожить Русскую Церковь, оказался неугоден и великий русский поэт.
Память о Есенине, стихи которого еще до 1940-х годов были под запретом, похоронить не удалось. «Серебряный век русской поэзии», как называют литературоведы начало ХХ столетия, знал немало искусных мастеров слова, но из всех них лишь Сергей Есенин стал всенародно любимым поэтом: его строки каждый русский человек помнит наизусть; и не только с эстрады, но и на улицах, и в домах, на семейных праздниках и в дружеских собраниях – повсюду звучат задушевные песни на его слова. Великой любовью любил Есенин свою Родину – и взаимным сердечным чувством ответила Россия своему поэту.
Даже во времена тотальной атеистической пропаганды продолжали звучать слова «бессмертие» и «вечность». Вечными называли любовь, красоту, память о великих людях, бессмертными – шедевры литературы и искусства, героические подвиги, открытия человеческого разума. Но как же это могло быть при материалистической идеологии? Ведь не только религия, но и наука утверждает, что наш земной мир рано или поздно будет уничтожен. Но понятия бессмертия и вечности сохранялись, потому что какими бы идеологиями ни ослеплялась созданная по образу Божию человеческая душа, в сокровенной глубине своей она знает, что все лучшее в этом мире – любовь и красота, мудрость и благородство, мужество и милосердие – не могут уничтожиться, а восходят в вечность. Ослепленный маловерием, Сергей Есенин восклицал:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою», –
потому что не понимал, что в раю Божием среди многих обителей сияет в несказанном величии Небесная Русь, со всем тем, что было дорого на земле сердцу поэта, со всеми сокровищами любви, красоты, доброты и истины, накопленными веками русской истории; сияет вечная Русь Святая, свободная от страданий и бед, недоступная злу и смерти.
По определению православных мыслителей, религия – путь спасения, поэзия – путь покаяния. Но через покаяние, свершенное даже в последний миг земной жизни, человек тоже может спастись для вечности. В жизни Сергея Есенина было немало грехов и падений, но стихи его, а значит, и душа поэта, дышали искренней покаянной болью, тоскою по свету и высшей истине. Нужно надеяться, что страданиями за родной народ и мучительной смертью от рук палачей открыл он себе путь к духовному просветлению. Великой любовью любил Сергей Есенин родную Россию – да дарует ему Вселюбящий Бог по слову евангельскому: кто много возлюбил, тому простится многое (ср. Лк. 7, 47). Православные люди знают, что лучшей благодарностью поэту за те утешение и радость, которые нам приносят его стихи, будет наша молитва об упокоении его души в Царстве Божием, в Небесной Руси.
Один из величайших гениев, явленных миру литературой России, Федор Михайлович Достоевский, драгоценной чертой русской души называет «всемирную отзывчивость». Этой отзывчивостью сердца, готовностью понять и полюбить другие народы всегда отличались лучшие русские люди. С открытым для любви сердцем посетил этот край Сергей Есенин, потому так прекрасен знаменитый восточный цикл его стихотворений.
Как православный архипастырь позволю себе посоветовать каждому русскому интеллигенту вдумчиво подойти к пониманию истории и культуры России, которая, вопреки домыслам большевистских лжеученых, до 1917 года отнюдь не была ни «тюрьмой народов», ни «отсталой и темной страной». Нам завещано великое наследие великой державы, копившееся более тысячелетия, блистающее славой и величием.
Вообще видится, что из-за насаждавшегося большевизмом культурно-исторического беспамятства сознание нашей интеллигенции приобрело несколько парадоксальный характер.
«Солнце русской поэзии» Александр Сергеевич Пушкин свидетельствовал, что на протяжении веков любимым чтением русского народа являлись Жития святых, составленные святителем Димитрием Ростовским. Пушкин назвал Жития «неисчерпаемым источником поэтического вдохновения».
Однако, если я спрошу, есть ли тот труд святителя Димитрия, который духовно вскармливал поколения наших предков, о котором так восторженно отзывался величайший из поэтов России, у кого-нибудь из вас на книжных полках, боюсь, что большинство ответит отрицательно.
Русская интеллигенция превосходно разбирается в культуре стран весьма отдаленных: стыдным считается, к примеру, не прочесть книг латиноамериканца Гарсиа Маркеса или скандинава Кнута Гамсуна. Но многие ли знакомы с жизнеописаниями хотя бы славнейших из тех, кого издревле почитали и горячо любили на Руси: святителя Николая Мирликийского, святого великомученика Георгия Победоносца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского?
Русские интеллектуалы отлично ориентируются в западной философии, в трудах Иммануила Канта или Зигмунда Фрейда. Но если я назову учителей Русской Церкви: святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, святителя Иннокентия (Борисова), очень боюсь, что их имена многим ничего не скажут, хотя, по глубочайшему моему убеждению, они и по стройности мысли, и по силе слова несравненно превосходят вышеназванных западных философов.
Могу сказать: если вы предпримете труд постижения наследия России в его полноте, то неизбежно поймете, что русская духовность – есть духовность православная, что деяния русских гениев и подвиги русских героев вдохновлялись православной верой, что во все века главной опорой России являлась Православная Церковь Христова.
Христианство открыло человечеству дивную истину: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Верующему отрадно знать, что над мирозданием царит Вселюбящий Небесный Отец, Который зовет каждого в счастливую вечную жизнь. Но не только верующий, а и всякий человек знает, как прекрасно это чувство – любовь и как мучительно противоположное ему диавольское чувство ненависти. Так и стихи Сергея Есенина исполнены любви, поэтому они согревают наши сердца. И ни знания, ни таланты не помогут нам сделать в этом мире что-то доброе, если мы не будем иметь любви к своим ближним, любви друг к другу, любви ко всем людям.
Так да осенит нас и будущие труды каждого из нас это величайшее из чувств – святая любовь, о которой Священное Писание говорит: (1 Кор. 13, 1–10, 13). Аминь.
Митрополит Омский и Таврический Владимир
Журнал Славянка № 47 сентябрь-октябрь 2013г. Помочь журналу или подписаться на журнал.