Программы Фонда

ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ СЕМЬЯ И ВЕЛИКИЙ СТАРЕЦ

Лето Господне
С XIV ВЕКА И ПОНЫНЕ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ЧЕТА СВЯТЫХ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО И ЕВДОКИИ МОСКОВСКОЙ ЯВЛЯЕТ СОБОЙ ПРИМЕР ГАРМОНИЧНОГО СОЧЕТАНИЯ УСПЕШНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ, КОГДА ВО ГЛАВУ УГЛА СТАВИТСЯ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ, А НЕ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ, С ЗАБОТОЙ О СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ СЕМЬЕ. ИХ ВЕРНАЯ И ЛЮБЯЩАЯ МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ ПОКАЗЫВАЕТ НАМ ВЫСОТУ И СВЯТОСТЬ МАТЕРИНСТВА И ОТЦОВСТВА, КОТОРЫЕ НЕОТДЕЛИМЫ ДРУГ ОТ ДРУГА.

СВЯТОЙ ДУХОВНИК И ЕГО ЧАДА

Самые тесные духовные узы связывают эту семью с великим светильником нашего Отечества – преподобным Сергием Радонежским. Преподобный Сергий крестил и самого великого князя Димитрия, и двух его сыновей. Основы личной святости Димитрия и Евдокии были заложены трудами святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия. Именно в благословении этих великих святых Земли Русской видится главная причина того, что союз этот без преувеличения можно назвать идеальным христианским браком. Под духовным руководством святых подвижников проходила вся жизнь великокняжеской четы. Наставления преподобного Сергия, ставшие сокровищницей духовной мудрости, безусловно, имели огромное влияние на воспитание княжеских детей.

После первой же встречи с преподобным Сергием благоверный князь Димитрий стал одним из верных и послушных учеников святого. Русские цари и великие князья шли потом в Троице-Сергиеву Лавру по пути, проложенному великим святым князем Димитрием.

При неусыпном попечении и отеческом руководстве святителя Алексия и преподобного Сергия стала постепенно объединяться Русская Земля, обессиленная раздорами удельных князей. Пусть и не сразу, но они подчинились власти московского князя, а в народе пробудилось сознание необходимости сплотиться воедино, дабы общими силами сбросить с себя ненавистное монголо-татарское иго. Задолго до Мамая Святую Русь захватил хан Батый. Киев – мать городов русских – был почти полностью разрушен. Были ограблены Печерский монастырь, Десятинная церковь и другие храмы. Русь лежала в руинах, и многие впали в отчаяние.

«Стало ясно, что без единства, которое можно обрести только в соборной вере в Воскресшего Христа, нельзя сбросить ненавистное иго, – пишет Леонид Бамблевский в книге “Возвращение Евдокии. Житие святой Евдокии, во иноцех Евфросинии, Великой княгини Московской”. – Только в единстве с Богом – истинная сила народа, по слову апостола, если Бог за нас, кто на нас? (Рим. 8, 31)». Так учил и наставлял благоверного Димитрия и других князей и преподобный Сергий Радонежский, который старался примирить враждующих.

Этой идеей народного единства глубоко проникся благоверный князь Димитрий, желающий освободить народ от тягостного ордынского ига. Постепенно он собрал вокруг себя князей, готовых поступиться ради спасения Отечества своей властью и славой. В дни испытаний и войн, видя молитвенные подвиги своей княгини, весь народ вставал на соборную молитву, прося Бога о защите и покровительстве. И Господь не посрамил упований Своих чад, даровав в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 (21) сентября 1380 года, благочестивому русскому войску славную победу на Куликовом поле. Теперь все знали, что нет такого врага, которого невозможно было бы одолеть с помощью Божией.

Авторитет преподобного Сергия Радонежского был столь высок, а его духовные связи с семьей великого благоверного князя Димитрия Донского, виднейшими боярами и высшими церковными иерархами были столь тесными, что он значительно влиял на церковные и политические дела своего времени.

Во время правления великокняжеской четы святых Димитрия Донского и Евдокии Московской началось духовное возрождение нашего Отечества. Идеалом для Московской Руси стала христианская святость. Леонид Бамблевский в книге «Возвращение Евдокии» пишет о том, что «вера в Бога, внутренняя духовная сила, помощь и заступничество святых угодников, – вот тот фундамент, на котором начало строиться здание нового единого русского государства… Православие начинает распространяться с северной Руси. Центром становится Троицкий монастырь, наставником, духовником всей Руси – преподобный Сергий Радонежский. И если духовным центром стала обитель святого Сергия, то на общественном уровне “строителями” здания государства Российского были великие князья Дмитрий Иоаннович и Евдокия Дмитриевна». В 1380 году во время грозной битвы с ордынскими полчищами Московская Русь выдержала испытание на прочность только благодаря прочному союзу духовной и светской власти. И сегодня он должен служить для нас примером для подражания.

БЛАГОСЛОВЕННАЯ СЕМЬЯ

19 ноября 2013 года возле единственного в России храма преподобной Евфросинии (в миру Евдокии, великой княгини Московской) в Котловке был торжественно открыт первый в России памятник святым супругам Димитрию Донскому и Евфросинии Московской. Церемония состоялась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Скульптор Дмитрий Кукколос изобразил святых многодетных супругов Димитрия Донского и Евдокию Московскую с двумя детьми. Впереди стоит их первенец – княжич Василий, а младенец Юрий – на руках у матери. По словам скульптора, он долго вынашивал этот образ семьи, желая показать людям, что именно семьей сильна Россия.

Союз великого князя Димитрия Донского и Евдокии Московской – это один из самых ярких примеров православной многодетной семьи, любовь которой изливалась на всех жителей Московского княжества. Их постоянная забота о нуждающихся, обездоленных погорельцах, больных и страждущих снискала всеобщую любовь народа, который видел в Димитрии и Евдокии своих помощников и заступников.

Сам Бог через святителя Алексия благословил этот идеальный супружеский союз, основанный на христианских ценностях. Жизнь великокняжеской семьи протекала согласно евангельским законам. Супруги показывали пример благочестия, милосердия и любви. Необыкновенная любовь к Богу отличала обоих супругов с самого детства.

БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ

1 июня празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского, который был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси. Его имя неразрывно связано с одержанной им победой в Куликовской битве.

Великий святой князь Димитрий Донской родился в 1350 году в семье князя Иоанна Красного и княгини Александры. Оставшись в девять лет без отца, воспитывался под руководством святителя Алексия, митрополита Московского, которому много в этом содействовал преподобный Сергий Радонежский. Благодаря своим наставникам благоверный князь Димитрий получил добрую привычку не начинать никакое дело без Божиего благословения. Воспитанный в глубокой вере, он жил, по словам летописца, «с Богом все творящий и за Него борющийся».

Христианское благочестие князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Заняв в двенадцатилетнем возрасте великокняжеский престол, он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшуюся в сочетании силы и милосердия.

Почти на протяжении всего своего великокняжеского правления ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами, как внешними, так и внутренними. Он рано понял, что общегосударственное дело возвышения Москвы невозможно без устроения собственного дома. Брак с Евдокией по прочности и надежности можно сравнить со стенами Белокаменного Кремля, возведенными благоверным князем Димитрием после пожара в Москве.

До конца своих дней он не прекращал общения с преподобным Сергием, прося его молиться за свое семейство. Историки считают, что княгиня Евдокия, горячо стремившаяся к святости и монашеской жизни, не только познакомилась с игуменом Земли Русской, но и была его единственной ученицей.

Весной 1389 года, почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович послал за преподобным Сергием, который стал главным свидетелем при составлении великим князем духовного завещания.

«Вы, дети мои, живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем... Который сын не станет слушаться мати своей, на том не будет моего благословения... Вот я отхожу к Богу, и вас поручаю Богу и матери вашей: под страхом ея будьте всегда... Бойтесь Бога; бояр своих любите, будьте приветливы ко всем своим слугам. А вы, бояре... послужите княгине моей и чадом моим…», – так говорил умирающий великий благоверный князь Димитрий Донской. В своей духовной грамоте он навсегда заповедал своим детям и потомству, чтобы после отца наследовал великокняжеский престол старший сын его, и таким образом установил новый порядок престолонаследия, не допускавший никаких споров и претензий со стороны братьев усопшего князя. Сохранение этого важного постановления, которому не только Москва, но и вся Россия навеки обязана укреплением единой самодержавной власти, было вверено Промыслом Божиим преподобному Сергию.

Перед самой кончиной великий князь пожелал своим родным, ближним, боярам и всей Руси: «Бог мира да будет с вами!» Глубокий смысл сокрыт в этих словах! Вся натрудившаяся, изболевшаяся за Родину душа великого святого князя вылилась в этом благочестивом благословении.

Готовясь к переходу в иной мир, благоверный князь Димитрий с большим трудом смог уговорить свою святую супругу не оставлять государственных обязанностей, не уходить в монастырь, как она того желала, а стать соправительницей их старшему сыну Василию. Разве могла любящая жена отказать умирающему мужу? Он впервые в истории Руси наделил свою супругу удельным княжением.

19 мая (1 июня по н. ст.) великий благоверный князь Димитрий Донской на 41-м году жизни преставился. По преданию, отпевание совершил преподобный Сергий Радонежский. Почитание князя как избранника Божия, начавшееся в Москве, позже стало повсеместным и закончилось его прославлением. После Владимира Мономаха и благоверного князя Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ. Похоронен великий святой князь Димитрий в Архангельском соборе рядом с гробницами его отца, деда и прадеда.

ЕВДОКИЯ-ЕФРОСИНИЯ: БЛАГОВОЛЕНИЕ И РАДОСТЬ

После смерти мужа все заботы о государстве и семье легли на хрупкие плечи княгини Евдокии. В переводе ее имя означает «благоволение». Незадолго до своей смерти она приняла монашеский постриг с именем Евфросиния, что означает «радость». Иноческое имя очень подходило ей, ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей Земли Русской.

Несмотря на множество посланных Богом испытаний, укрепивших ее веру, радостью была наполнена и ее собственная жизнь, состоящая из любви к мужу и детям, из семейных забот и дел государственной важности, из дел милосердия и непрестанной молитвы, которую она полюбила с детства.

Верная и заботливая супруга, многодетная мать, благотворительница, покровительница нуждающихся, православная христианка, преподобная Евфросиния являет собой идеал и пример для подражания для наших современниц. Как невероятно много сделала великая святая княгиня для москвичей! На свои личные средства она строила дома для погорельцев, величественные каменные храмы и монастыри, заботилась о бедных, больных, престарелых, вдовах и сиротах. При жизни люди называли ее матерью, а после кончины – покровительницей.

Великая княгиня Евдокия была дочерью князя Суздальского Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Ее отец долго оспаривал престол у юного князя Московского Димитрия, пока не выдал за него дочь и не стал его верным союзником. По благословению святителя Алексия 18 января 1366 года в Коломне торжественно отпраздновали свадьбу. Скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств, этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства.

Больше всего на свете будущая святая Евфросиния хотела посвятить свою жизнь Богу. Но по воле Божией и по просьбе своего супруга великая княгиня Евдокия стала первой в истории Руси женщиной-правительницей. Двадцать лет она управляла Московской Русью, отдавая детям и своему народу всю свою любовь и заботу. Только Богу известно, сколько слез она пролила, моля Его о помощи. Но Самим Богом ей было уготовано соединить подвиг гражданского служения своему Отечеству с монашеским подвигом, обретая христианское царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной.

Великая княгиня Евдокия смогла осуществить свою давнюю мечту о монашестве лишь перед самой смертью. Но всей своей жизнью показала, что такое святость материнства.

ДЕТИ

О количестве детей в великокняжеской семье разные источники пишут по-разному. Леонид Бамблевский говорит, что известно о двенадцати детях, трое из которых умерли в младенчестве. Остальные дети радовали родителей своим прилежанием и усердием, причем имена троих дочерей в летописях не упоминаются. А вот имена сыновей история сохранила. Первенец Василий стал великим князем Московским. Звенигородский князь Юрий обустроил Саввино-Сторожевскую обитель в своем княжестве, также построил каменный Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия. Других сыновей звали Петр, Андрей, Иван и Константин.

Великая княгиня Евдокия старалась привить детям любовь к Богу. С самого младенчества она носила их в храм, пела у колыбели святые молитвы, а когда они подрастали, сама объясняла им основы православной веры. Дети стали видимым подтверждением искренней любви и теплых взаимоотношений своих родителей. Они воспитывались в особой ревности к делам благочестия. Трудно подсчитать, сколько храмов и монастырей воздвигли во славу Божию князья Василий, Юрий, Андрей и другие Димитриевичи.

Духовником всего семейства великого благоверного князя Димитрия после преставления преподобного Сергия стал его племянник и ученик – святой Феодор, игумен Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископ Ростовский). Он крестил княжича Андрея Димитриевича. До наших дней дошли три назидательных послания к сыновьям князя Димитрия (Василию, Андрею и Георгию), написанные другим учеником святого Сергия Радонежского, – преподобным Кириллом Белоезерским.

Отдавая дань святым угодникам Божиим – преподобному Сергию, благоверному князю Димитрию и преподобной Евфросинии, – чьи судьбы тесно связаны между собой, все больше и больше людей в наши дни обращаются к ним за помощью: «Святые угодники Божии, молите Бога о нас!»

Ирина Ахундова.

Журнал Славянка № 51 май-июнь 2014г.