Самое страшное наказание, которое вошло грехом прародителей Адама и Евы в наш мир – это смерть. Каждый человек ее боится, даже герой-воин, даже отшельник или мученик, хотя и преодолевает страх более сильными и высокими чувствами. Полное безразличие к возможной потере жизни выдает серьезные психические отклонения. Болезни и следующая за ними смерть – это то, чего любое человеческое существо стремиться избежать, движимое инстинктом самосохранения, которое вложено в нас изначально.
С кончиной теряют смысл самые лучшие надежды, прекрасные мечты и хорошо построенные планы, «не пребывает богатство, не сшествует слава. Пришедше бо смерти, сия вся потребишася». (Стихиры самогласны на погребение мирских человек).
Смерть по христианскому учению – наказание за грех, безусловное зло, и если иногда у святых отцов встречается утверждение, что праведник желает смерти, то имеется в виду, что он хочет выйти из этого мира скорбей и страданий, неизбежно постигающих всякого верующего (все хотящие жить благочестно о Христе Иисусе гонимы будут), и соединиться со Христом в жизни будущего века, где уже «несть болезнь, печаль или воздыхание».
Вооружившись этим последним соображением можно разрешить загадку церковного праздничного года, который почти целиком посвящен дням смерти святых. Иногда она мирная, чаще мученическая, но всегда праздничная. Так празднично мы и отмечаем эти дни, ибо, подойдя к концу этой земной жизни, они наконец ушли туда, куда их звал Христос и для чего они не покладая рук работали в мире сем. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть «великим таинством», потому что «она – рождение человека из земной, временной жизни в вечность».
Верное по отношению к святым, вышесказанное в особенности относится к Божией Матери. И если о пределе земной жизни обычных людей мы говорим – смерть, о святых – кончина, то о Ней – Успение.
Праздник Успения христиане всегда любили, и особенно любили монахи, ибо уже в веке сем они должны быть мертвы для него, связанные обетами и отречением от его радостей и суеты. Недаром во многих русских обителях соборный храм посвящен Успению Богородицы.
Помни о смерти – эта христианская максима должна быть основой жизни любого христианина. Преподобный Ефрем Сирин, напоминая о пределах жизни, говорил, что «если душа в этом мире жила постыдно, предаваясь страстям безчестия и увлекаясь плотскими удовольствиями и суетой мира сего, то в день ее исхода страсти и удовольствия, какие приобрела она в этой жизни, делаются лукавыми демонами и окружают бедную душу, и не позволяют приблизиться к ней Ангелам Божиим; но вместе с сопротивными силами, князями тьмы, берут ее, жалкую, проливающую слезы, унылую и сетующую, и отводят в темные места, мрачные и печальные, где грешники ожидают дня Суда и вечного мучения, когда низринут будет диавол со своими ангелами».
Какой контраст с тем, о чем нам говорит церковное предание про Успение, во время которого душа Пресвятой Богородицы была взята на небо Самим Спасителем и Сыном Ее Господом Иисусом Христом! Этот момент мы можем видеть на иконах, посвященных празднику.
В самом Священном Писании мы ничего не можем прочитать про Успение. Однако оно достаточно подробно описано у святых отцов. Общим местом для всех этих писаний является то, что в погребении Пречистой приняли участие все апостолы, собранные чудесным образом со всех концов вселенной, куда они разошлись для христианской проповеди.
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что «во время Ее Славного Успения все святые Апостолы, которые были рассеянные по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим и, когда были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно Божественное пение высших сил. Так с божественной и небесной славой [Пресвятая Богородица] предала Свою святую душу в руки Божии неким неизреченным образом. Богоприемное ее тело, вынесенное и погребенное с ангельским и апостольским пением, было положено во гробе в Гефсимании.
Гефсиманский сад известен тем, что Господь со Своими учениками любил бывать там, там же было совершено Его Гефсиманское моление, в котором Он просил Отца: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф. 26, 36), разумея чашу страданий. Здесь была совершена Его молитва за весь мир и особенно за верующих в Него. Об этом Гефсиманском борении написаны знаменитые строки Пастернака:
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.
Здесь, в Гефсиманском саду, апостолы Богородицу и погребли.
О столетиях, которые предшествовали Рождеству, и которые ему последовали, в тот момент никто не думал. Все знали только, что Восставший в третий день Господь принял плоть от Нее. А Она Сама в свою очередь была лучшим плодом, принесенным человечеством Небу.
И [на] этом месте три дня продолжалось непрерывное ангельское пение, - указывает Иоанн Дамаскин. – Когда же через три дня ангельское пение прекратилось, то апостолы открыли гроб, поскольку один из них, отсутствовавший и прибывший после третьего дня, пожелал поклониться богоприемному телу. Но они не смогли найти Ее всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись [исходящего] от них несказанного благоухания, они закрыли гроб. Пораженные чудом таинства [апостолы] только и могли подумать, что Бог Слово и Господь Славы, благоволивший воплотиться по ипостаси и вочеловечиться от Нее и родиться по плоти, а после рождества сохранивший невредимым Ее девство, Сам благоволил и после отшествия Богоматери почтить Ее чистое и незапятнанное тело нетлением и перемещением прежде общего для всех воскресения».
Пещера погребения Божией Матери вскрывалась и позже во время Шестого Вселенского Собора. Там были найдены пояс и погребальные пелены Пресвятой Девы, но не Ее останки. Это уверило всех, что здесь произошло нечто таинственное, и Сам Господь взял Тело Усопшей Матери Своей, не дав коснуться тлению. Православная Церковь не содержит в виде догмата, как это делают католики, что Божия Матерь находится с телом в Пренебесной Божественной славе, но оставляет многое покрытым благочестивой тайной, хотя упоминает о чудесном исчезновении тела Богородицы в своих литургических текстах.
Пелены и особенно пояс Божией Матери, как вещи, от нее оставшиеся, весьма почитались на протяжении христианской истории. Частицы этого пояса рассеяны по всему христианскому миру. Многие помнят, каким грандиозным событием стало принесение Пояса Богородицы в наши пределы пять лет назад. Более трех миллионов паломников увидели реликвию и приложились к ней, молясь Приснодеве о помощи и исцелении и получая их. Поистине «в Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице».
Но Пояс и другие уникальные реликвии – редки. А вот то, чем Божия Матерь после Своего Успения продолжает пребывать с нами неотступно – это Ее святые изображения, иконы. По некоторым подсчетам только отдельных наименований их насчитывается около двух тысяч. Многие из них чудотворны, причем не только оригиналы, но и списки. Иконы Богородицы имеет в своем доме каждый православный верующий.
Заступничество Божией Матери за нас – неотъемлемый залог нашего христианского бытия. И так будет продолжаться, пока стоит мир.