АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ в вопросах и ответах
святитель Филарет
Можно ли сидеть в храме?
Чтобы выразить свое почитание и благоговение перед Богом, во время молитвы стоят, а не сидят. Если перед земным царем (президентом или начальником) стоят, то как можно сидеть перед Богом – Царем Небесным? Сидеть во время богослужения разрешается только по телесной немощи, но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии следует встать.
Однако Бог внимает не тому, кто сидит или стоит, а тому, кто со всем сердцем и душой обращается к Нему. Если по немощи приходится совершать молитву сидя, но со вниманием, то это не препятствует тому, чтобы молитва была угодна Богу. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорит святитель Филарет (Дроздов).
Можно ли некрещеному человеку прикладываться к мощам?
Некрещеные могут прикладываться к святым мощам и иконам, но только в том случае, если они имеют веру и благоговение перед святыней.
Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать?
Уходить из храма раньше времени допускается лишь по немощи или в случае крайней необходимости, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.
Желательно не выходить из храма до возгласа священника «С миром изыдем».
До какого возраста ребенок считается младенцем и отроком?
Ребенок до 7 лет – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. В записках о поминовении это указывается сокращенно перед полным именем ребенка. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Какие уточнения допустимы в церковных записках?
К имени поминаемого в родительном падеже допускается также включение слов: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», но не пишут: «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной». В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины усопшего), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.
Кто и когда написал самую первую икону?
Первые иконы были нерукотворными. Сам Иисус Христос дал людям Свой видимый Образ. Подробное изложение происхождения Нерукотворного Образа находится в Четьи Минее. Вкратце оно сводится к следующему: Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ананию с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Анания был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Анания застал Христа в окружении многочисленной толпы, и чтобы лучше видеть Христа, он встал на камень и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Анания хочет сделать Его портрет, Христос попросил воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Анании и повелел ему отнести ответное письмо царю Авгарю. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан, но по исполнении Своего дела Христос обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но его лицо оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, он окончательно исцелил Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ, полученный от Спасителя, к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
Как правильно прикладываться к иконам?
К иконам следует подходить не спеша, не теснясь, мысленно произнося молитву. Следует дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти.
У изображенного на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых – руку или край одежды, а на Нерукотворном Образе Спасителя и главе Иоанна Крестителя нужно целовать волосы.
Что за хлеб раздают на всенощном бдении?
Это освященный хлеб. Раньше бого-служения длились довольно долго (а всенощное бдение – всю ночь), и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Несмотря на то, что сейчас продолжительность служб сократилась, этот обычай сохранился.
Что такое агиасма?
В переводе с греческого «агиасма» – святыня. Так называют воду, освященную по особому, Великому, чину в праздник Крещения.
Что такое антидор?
Антидор (в переводе с греческого – «вместо дара») – это частички главной просфоры, употребляемой для Таинства Евхаристии. Раздается она присутствовавшим на Литургии для благословения и освящения души и тела – чтобы те, кто не приобщался Святых Таин, вкусили освященного хлеба.
Что такое артос?
Артос (в переводе с греческо-го – «хлеб») – это квасной хлеб, особая просфора (как правило, больших размеров) освящаемая в Пасхальную ночь. Призывая на артос Божие благословение, в особой молитве священник просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь, подать всем вкушающим его здравие.
В течение всей Светлой седмицы артос пребывает на аналое напротив Царских врат и ежедневно выносится на пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают верующим. Артос является символом Воскресшего Христа и напоминает о Его пребывании на земле.
Какие бывают молебны?
Наиболее распространены общие молебны – просьбы о помощи к Господу, к Божией Матери и святым, молебны об исцелении недугов, о помощи в путешествии, в созидании добрых дел, благодарственные молебны. Со служением молебнов может быть соединено чтение акафистов – умилительных песнопений Господу, Богородице или угодникам Божиим.
Молебнами также являются чины освящения икон и других святынь, а также квартир, автомобилей, полей и пр. Особым видом молебнов является водосвятие. Водосвятие бывает Великое (на праздник Богоявления) или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время по просьбе верующих.
Преподобный Нектарий Оптинский
Что происходит, когда мы молимся?
Преподобный Нектарий Оптинский говорил своим чадам: «Как скажешь: “Вси святии, молите Бога о мне!” – так все святые воскликнут на небе: “Господи, помилуй!” – и будет тебе приобретение».
Принц Чарльз о России
Известный всему миру Престолонаследник Британской Империи Принц Чарльз сказал в беседе с митрополитом Виталием (в прошлом – первоиерархом Русской Православной Церкви Зарубежом): «Я не вижу во всем мире ни одной точки, откуда может прийти возрождение, ибо сами вы, джентльмены, понимаете, что все мы катимся в бездну разврата, распутства, грабежа, воровства, аморальности полной, к извращению полному. Единственная точка, которую я вижу, где может быть начало какого-то возрождения – Россия!»
День. М., №42 (69)
Журнал Славянка №41 сентябрь-октябрь 2012.