Программы Фонда

РАДОНЕЖ, ВАРНИЦЫ, ХОТЬКОВО

Лето Господне

РАДОНЕЖ, ВАРНИЦЫ, ХОТЬКОВО

Село Радонеж. Преображенская церковь
Село Радонеж. Преображенская церковь
ЭТИ МЕСТА НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ С ЖИЗНЬЮ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. КАК В ПРОШЛЫЕ ВЕКА, ТАК И СЕГОДНЯ ПАЛОМНИКИ, НАПРАВЛЯЯ СВОЙ ПУТЬ В ОБИТЕЛЬ ИГУМЕНА ЗЕМЛИ РУССКОЙ, НЕПРЕМЕННО ЗАЕЗЖАЮТ И В ЭТИ СВЯТЫЕ МЕСТА, ЧТОБЫ ПОМОЛИТЬСЯ В ТИШИНЕ ДРЕВНИХ СВОДОВ, ПРИЛОЖИТЬСЯ К ВЕЛИКИМ СВЯТЫНЯМ И УКРЕПИТЬСЯ ДУХОВНО.

Село Радонеж.

Преображенская церковь

Храм в честь Преображения Господня в селе Радонеж является одним из двадцати двух подворий Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В начале 1330-х годов в Радонеж переселилась семья ростовского боярина Кирилла – отца будущего светильника Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Переезд был вынужденным – боярин Кирилл к концу жизни обнищал и впал в бедность из-за частых набегов татар на Русь.
В Радонеже отрок Варфоломей провел свое детство и последние годы мирской жизни. 7 октября, на память святых мучеников Сергия и Вакха, он был пострижен в монашество с именем Сергий. Было ему тогда двадцать три года.
В 1410 году Радонеж являлся городом с крепостью, в котором действовали три храма. Соборный храм крепости был посвящен празднику Преображения Господня.
При Иоанне III в Радонеж была перенесена ярмарка, ранее проходившая в Троицком монастыре, эти места заметно оживились, но во время польско-литовского нашествия Радонежский городок был полностью уничтожен.
В 1616 году царь Михаил Феодорович передал останки крепости Троице-Сергиевому монастырю. Монахи переделали одну из башен поруганной крепости в шатровый храм и освятили его в честь Преображения Господня.
Современная каменная Преображенская церковь была выстроена на средства прихожан в 1836-1842 годах.
В советское время Преображенский храм был закрыт, в 1941 году в нем размещался клуб. Но позднее, в 1960-х годах, советскими властями было решено сохранить радонежские памятники, и в 1974 году храм был поставлен на государственную охрану и отреставрирован.
Одна из наиболее известных достопримечательностей Радонежа – памятник преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В. М. Клыков), который был установлен рядом с храмом 29 мая 1989 года.
Источник преподобного Сергия
Источник преподобного Сергия
В 1990-е годы Преображенская церковь была возвращена Православной Церкви. В храме частично сохранилась роспись 1870-х годов. Напротив входа в храм установлен крест, который стоял на могиле блаженной Матроны Московской.
Внизу, под горой струится источник преподобного Сергия, на котором устроены две купели.
Радонежская земля богато одарила страну талантливыми людьми. Родом из этих мест святой иконописец Андрей Рублев и первый казанский архиепископ – святитель Гурий. В Радонеже творили писатель Сергей Аксаков и знаменитые художники Михаил Нестеров и Виктор Васнецов.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Троице-Сергиев Варницкий монастырь был основан в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом. По преданию, обитель была возведена на том месте, где находился родительский дом преподобного Сергия Радонежского. Обитель расположена на северо-западной окраине Ростова Великого, в поселке Варницы. Неизвестно, как называлось это селение в XIV веке, когда здесь жил преподобный. Однако описи писцовых книг 1624 года сообщают, что в XVI-XVII веках это была Никольская слобода, поэтому не исключено, что и во времена детства преподобного Сергия слобода могла называться Никольской.
Ростовский Троице-Сергиев Варницкий монастырь в поселке Варницы
Ростовский Троице-Сергиев Варницкий монастырь в поселке Варницы
Троицким монастырь был наречен в подражание Троицкой обители, основанной самим преподобным Сергием, а Варницким монастырь стал называться потому, что неподалеку располагались соляные варницы.
Детство и юность преподобного прошли на Ростовской земле, а события тех времен с любовью были собраны и сохранены учеником святого Сергия Радонежского, преподобным Епифанием Премудрым.
Святой отрок Варфоломей вместе со своими родителями и братьями Стефаном и Петром часто бывал в главном храме города, Успенском соборе, где поклонялся мощам первых Ростовских святителей – Леонтия, Исаии и Игнатия. Позднее, уже в годы игуменства в Троицкой обители, преподобный не раз приходил в Ростов и прежде всех дел, как все богомольцы, шел на поклонение святым мощам.
Именно на Ростовской земле отроку Варфоломею долгое время не давалось обучение грамоте, и именно на Ростовских землях, в долине он встретил таинственного черноризца. Это событие многим хорошо известно по картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». На месте, где отроку Варфоломею было явление Ангела Господня, вырос дуб, сейчас на этом мест стоит крест. Чтобы ему поклониться, нужно выйти за пределы монастыря из южных ворот обители.
Славился Варницкий монастырь святым целебным колодцем, именовавшимся «Сергеевым». После закрытия монастыря колодец был разрушен. Но братия монастыря с огромным трудом нашла и расчистила его, когда обитель вернули Церкви.
Все монастырские строения Троицкой обители до 1770 года оставались деревянными. Первое каменное здание – соборный храм во имя Живоначальной Троицы с трехъярусной колокольней над папертью – был построен в 1771 году Ростовским епископом Афанасием (Вольховским). Правый придел был освящен во имя преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских; левый – во имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, небесных покровителей строителя собора епископа Афанасия и отца преподобного Сергия.
В 1783-1786-е годы у северной стены был построен теплый одноэтажный каменный храм в честь святителя Николая. 26 сентября 1824 года в обители случился пожар, в результате которого пострадала Никольская церковь. Однако она была отремонтирована и просуществовала до построения новой теплой Введенской церкви, затем Никольская церковь была разобрана.
Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в 1828 году у южной стены ограды, справа от Святых врат. Храм имел два придела: правый – во имя святого пророка Илии, левый – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Храм был возведен в основном на деньги благотворителей – ростовского купца Максима Михайловича Плешанова и преосвященного Августина, епископа Оренбургского и Уфимского, проживавшего здесь на покое.
Ко второй половине XIX века весь архитектурный ансамбль обители получил свое завершение. В северо-западной части монастыря были построены настоятельские покои и братские келлии. У северной стены ограды располагалось одноэтажное каменное здание трапезной. Над Святыми вратами, расположенными в южной стене, находится картина «Явление отроку Варфоломею Ангела Божия» с надписью: «На сем месте явися Ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия Лавры».
Обитель имела несколько сооружений, расположенных вне стен монастыря. В том числе у северной стены обители на средства благотворителей была построена монастырская гостиница. А в 1895 году был возведен и сдавался в аренду кирпичный завод. Обители принадлежали две часовни: одна – при Московской шоссейной дороге, другая – при железнодорожной станции Ростов, в ней находилась икона преподобного Сергия Радонежского, перенесенная из здания вокзала.
Памятной датой стало 5 июля 1913 года. В этот день во время празднования памяти обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Божественную Литургию в Троицком соборе обители отслужил святитель Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский, будущий Патриарх Московский и всея Руси. А через 6 лет, в марте 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт. Братию приписали к приходской церкви, а монастырское имущество было изъято. В 1930 году был взорван Троицкий собор, с остервенением было изглажено даже само место фундамента. Но молитвами преподобного Сергия Господь не оставил это место, ведь отчий дом игумена Земли Русской стоял ровно на месте Троицкого собора.
Только в 1995 году монастырь был возвращен Православной Церкви. В наши дни собор восстановлен.
Стоит отметить, что Варницкий монастырь занимается еще одним весьма важным делом – воспитанием юношей. Дело в том, что на территории обители действует православная гимназия с пансионным проживанием, куда принимают на обучение в 10 и 11 классы. Некогда в Варницах был выстроен приют-богадельня на средства крупного ростовского мецената А.Л. Кекина. А в 1892 году, к дате 500-летия преставления преподобного Сергия Радонежского, это здание было переустроено во второклассную церковно-приходскую школу, названную Сергиевской. Однако разруха советского времени не пощадила ее, и только в 1995 году здесь была воссоздана воскресная школа, которая усилиями монастырской братии вновь стала крупным образовательным учреждением.
11 февраля 2005 года гимназия имени преподобного Сергия Радонежского получила государственную лицензию на право осуществления своей образовательной деятельности. Знаменательно, что к этому моменту в гимназии обучалось 69 учеников, то есть столько, сколько училось в ней к моменту присвоения школе Священным Синодом имени «Сергиевская» – в 1898 году!
Монастырь является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В январе 2009 года на территории монастыря заложили храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь

Первое упоминание о Покровском монастыре в Хотькове относится к 1308 году. Отсюда монастырь и начинает свое летоисчисление. С древности, прежде чем прийти в Лавру к преподобному Сергию, богомольцы заходили в Хотьковскую обитель на поклон к преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного. По преданию, сам игумен завещал, прежде чем ступить на землю Троицкой Лавры, поклониться мощам его честных родителей.
РАДОНЕЖ, ВАРНИЦЫ, ХОТЬКОВО, изображение №4
Понемногу монашеская община стала собираться вокруг Покровского храма на берегу реки Пажи. Обитель была немногочисленной и широкую известность получила после того, как в ее стенах упокоились родители преподобного Сергия.
В XVI веке обитель преобразовали в женский монастырь, который стал подчиняться Троице-Сергиеву монастырю. В то же время в обители появился еще один храм – Никольский, который располагался рядом с шатровым Покровским. Число насельниц в тот период достигло 35 человек.
В начале XVII века, во время смуты, польско-литовские войска опустошили окрестности столицы и два года держали в осаде Троице-Сергиев монастырь. Разорению подверглась и Хотьковская обитель, а насельницы ее укрылись в Лавре преподобного Сергия. После осады лишь в середине 1620-х годов Хотьковская обитель вновь была восстановлена под игуменством Евфимии (Королевинской).
С 1644-го по 1648-й годы на месте старого деревянного Покровского храма был возведен каменный Покровский собор. В этот период монастырь вывели из-под управления Троице-Сергиевой Лавры и подчинили Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса. Монастырь жил небольшими угодьями и доходами от рукоделия. Хотьковские мастерицы занимались прядильным делом, кружевоплетением, шитьем. Они прекрасно владели искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья.
В XVIII веке вместо деревянной была возведена каменная Никольская церковь, завершилось строительство каменной ограды и северных ворот. В 1791 году над Святыми воротами соорудили надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Освящал его настоятель Лавры и глава Московской епархии митрополит Платон (Левшин).
В XIX веке митрополит Платон благословил строительство в монастыре нового большого Покровского собора, так как старый храм уже не вмещал всех желающих. Крепкие фрагменты стен старого собора были включены в состав кладки нового. 9 июля 1816 года архиепископ Дмитровский Августин освятил собор, в котором были устроены два придела: во имя преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского.
Надгробия над могилами родителей преподобного Сергия в новом соборе, как и в старом, были оставлены в трапезной с правой стороны под деревянным резным золоченым балдахином.
Никольский собор
Никольский собор
Построен собор усердием игуменьи Евпраксии в 1809-1848-е годы. При ней же была возведена и четырехъярусная колокольня, и игуменский корпус. А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского. Увеличились земельные владения обители, ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря.
В настоящее время в Митрофановском храме совершаются богослужения в дни празднования памяти святителя, на которых обычно присутствуют только сестры обители, поскольку храм и теперь действует как домовый.
К началу XIX века в монастыре насчитывалось около четырехсот насельниц. При обители были организованы церковно-приходская школа и гостиница, в которой по установленному еще со времен преподобного Сергия правилу на первом этаже кормили бесплатно бедных богомольцев.
Во второй половине XIX века число прихожан Хотьковской обители значительно возросло, и старый Никольский храм не вмещал такого количества молящихся. В связи с этим игумения Филарета II (Меркурьева) обратилась в Московскую Духовную консисторию с прошением о разрешении разобрать ставшую тесной Никольскую церковь и построить на ее месте новую. Так через пять лет был возведен новый собор, рассчитанный на две тысячи человек.
В 1922 году монастырь закрыли, но в храмах еще продолжались службы. Власти оставили монахиням для жительства только здание богадельни, которое вместило лишь часть сестер, остальным пришлось разойтись по окрестным деревням. Из монастыря была организована артель кустарных изделий. Сестры изготавливали на экспорт вышитые платки, полотенца, покрывала, игрушки и обучали этому молодых артельщиц.
В 1928 году все насельницы были выгнаны из монастыря, многих отправили в ссылку в лагеря. В 1932 году закрыли Никольский собор. Только что отстроенный храм подвергся жестокому разорению. Плиты редкого мрамора отправили на строительство Московского метрополитена, некрополь в крипте храма был уничтожен. В нем расположилась школа комбайнеров. Вскоре взорвали монастырскую колокольню. В игуменском корпусе, где размещались также келлии клирошанок, иконописные мастерские и общая монастырская трапезная, расположился сельхозтехникум. В Покровском соборе обосновался химический цех промкомбината.
Мощи преподобных Кирилла и Марии были вынесены из Покровского храма и сокрыты у его стен.
Покровский собор был возвращен Церкви лишь в 1989 году и 2 апреля, в Крестопоклонную неделю Великого поста, совершилась первая Божественная Литургия.
Сегодня при монастыре действуют воскресная школа и приют-пансион для девочек. Открыта большая библиотека духовной литературы для жителей города. Сестры взяли на попечение дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической лечебницы. В большие церковные праздники они навещают инвалидов, ветеранов труда и многодетные семьи.
У Хотьковского монастыря есть скит, инокини в котором живут по особому расписанию. В скиту служат ночной круг богослужений, где с часу ночи начинаются утренние молитвы, полунощница, и только в четыре утра сестры ложатся спать. Такой распорядок соблюдается и в будни, и в праздники круглый год.
Главными святынями обители, помимо мощей родителей преподобного Сергия Радонежского, были четыре иконы Богоматери, хранившиеся в Покровском соборе: Толгская и Смоленская, подаренные царицей Прасковией Феодоровной, Знаменская и Тихвинская, перед которой служились еженедельные молебны в память избавления обители от чумы в 1771 году и холеры в 1848 году.
Над ракой с мощами преподобных Кирилла и Марии Радонежских помещена икона Сергиева рода. На этой иконе изображены склонившиеся над гробницей своих родителей преподобный Сергий, его брат преподобный Стефан с женой Анной, младший брат Петр с супругой Екатериной, и внук преподобных – святитель Феодор, мощи которого почивают в соборе Ростовского Кремля.
Хотьковская обитель стала последним приютом благочестивой четы и усыпальницей Сергиева рода. После кончины своих родителей будущий игумен Земли Русской Варфоломей не отлучался из Хотьковской обители все сорок дней, молясь о новопреставленных отце и матери, а затем ушел из мира.
Журнал Славянка № 51 май-июнь 2014г.