Программы Фонда

ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ И ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ. Продолжение...

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ? КАК ОБРЕСТИ ЖЕЛАННЫЙ ПОКОЙ И РАДОСТЬ В ДУШЕ? ЧТО МЕШАЕТ ЖЕНЩИНЕ НАЙТИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ ЖИЗНИ? ОБ ЭТОМ РАЗМЫШЛЯЕТ НАСТОЯТЕЛЬ ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОГО ХРАМА В С. ЗАОЗЕРЬЕ ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ НИКОЛАЕВ, НА ПРИМЕРЕ ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ РАЗБИРАЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИРОДУ ОДНОГО ИЗ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ НЕДУГОВ НАШЕЙ ДУШИ – ГОРДЫНИ, В ПРЕОБОРЕНИИ КОТОРОЙ И НАХОДИТСЯ ЗАЛОГ НАШЕГО СПАСЕНИЯ ВО ХРИСТЕ, НАШЕЙ НЕИЗБЫВНОЙ РАДОСТИ И СЧАСТЬЯ.
Отец Сергий, что такое смирение?
С этого желаемого свойства души начинаются заповеди блаженства, произнесенные Христом во время Нагорной проповеди. Эти заповеди являются определением моральных норм жизни христианина, ведут к правильному формированию души, способности жить в Царствии Небесном.
Первая заповедь гласит: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5. 3). Нищие духом – это те, кто осознают, что не имеют никаких духовных дарований и в нравственном отношении ничего из себя не представляют, но нуждаются в этих дарованиях и поэтому просят их у Бога, то есть молятся.
Вот в этом и состоит смирение. Осознание своего несовершенства и желание исправления с помощью Божией, понимая, что без Бога сам человек ничего сделать не может. Как показывает практика, человек хочет жить по Евангелию, но через некоторое время убеждается в своей немощи, это не значит, что стараться дальше не надо, ведь дело смирения – это активный жизненный процесс.
В Евангелии мы читаем: Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 12), что имеется в виду, как можно возвыситься через унижение?
Человек будет возвышен Богом. Здесь как раз имеются в виду слова: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Кто себя смиряет, унижает, тому дастся благодать, причем уже здесь, на земле Господь дает человеку залоги будущей вечной радости: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20-21).
Смиренные, скромные люди уже здесь вкушают райскую радость. Как, например, преподобный Серафим Саровский, который все время чувствовал Пасху и всех приветствовал словами: «Христос воскресе, радость моя!»
А если у меня два высших образования, хорошее воспитание, манеры, почему я должна считать, что я ничем не лучше вот этого конкретного дворника, работающего у нас во дворе, например? Разве это правильно?
В смысле образования, да, лучше. Но и только, да и то не факт. Как-то мы шли с одной женщиной мимо сидящего на ступеньках бомжа, она ему подала милостыню и рассказала мне: «Вы знаете, это необыкновенно образованный человек, он был раньше корабельным конструктором, у него речь очень интеллигентного человека, с ним интересно общаться».
Вот, пожалуйста, да и по духовным качествам человек может быть гораздо лучше и благороднее, чем мы. Некоторые люди в результате беззакония нашей жизни просто попали в такое положение, что стали бомжами, как говорит пословица: «от тюрьмы и от сумы не зарекайся», каждый может оказаться на его месте. Мы не можем унижать таких людей, человек, который терпит трудную жизнь бомжа, может быть, формирует свою душу. Об этом говорит Спаситель: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19).
В книге воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова) есть эпизод, когда он вместе с мамой отправился на крестьянское кладбище, где были похоронены их предки, и мама сказала ему: «Сколько же здесь святых!» Он удивился: «Почему?» – «Потому что они так много терпели», – ответила она. А я вспоминаю, как однажды летом мы вышли после службы с отцом Геннадием Огрызковым из храма, и к нам подошел человек, бомж, и попросил на хлеб, при этом он был без ботинок. Я говорю: «А где ж твои ботинки?» Он отвечает: «Да, снял кто-то, пока я спал». Я возмутился: «Кто же снял! Кто мог сделать такое!» А он говорит: «А, наверно, такой же бродяга, как я». Без всякого осуждения, с сочувствием, что кому-то ботинки оказались нужнее.
Вот как такого человека презирать? Я сразу почувствовал, что я бы так благородно сказать не смог. Нужно помнить, что одно дело суд человеческий, а другое – суд Божий. У нас нет никаких оснований считать себя лучше, по образованию, может быть – да, и то неизвестно, а в духовном плане – и подавно.
Сейчас часто можно услышать, что нужно любить себя, что любовь к себе – наилучшая мотивация для самосовершенствования. Как соотнести это с советами святых возненавидеть и отвергнуться себя или со сказанным в Евангелии: Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную(Ин. 12, 25)? Ведь одновременно Христос говорит: возлюби ближнего, как самого себя (Мф. 22, 39). Как это совместить – себя надо любить и себя отвергнуться, бороться с гордостью?
Современный человек понимает фразу «любить себя» как предпочитать себя другим людям, то есть считается естественным, что человек любит себя больше других. По-христиански «любить себя» – это не значит, что нужно любить жизнь с ее удовольствиями и стремиться к материальным благам, ставить это целью своей жизни.
Евангелие учит нас тому, что мы не должны превозноситься над другими людьми, а должны как раз ближнего считать выше себя и ему служить. Сам Господь подает нам пример такого служения с самого Своего воплощения и до самой смерти.
Человек же существо грешное, он по своей греховности сам не может решить задачу спасения, и поэтому Евангелие говорит, что он должен отвергнуться себя, то есть отвергнуться своего представления о правильности жизни, о смысле ее, а взять на вооружение то, чему учит Господь.
Отвергнуться себя – значит нести свой крест, не бегать от трудностей, слушать, чему учит нас Спаситель, Евангелие, Церковь, следовать за Христом и исполнять Его заповеди. Тогда человек становится последователем Христа и наследником вечной жизни. И это есть истинная, нормальная любовь к себе, потому что такой человек действительно сохраняет свою душу, приобретает ее для вечной жизни.
То есть здесь нет никакого противоречия. Обе цитаты говорят об одном и том же?
Противоречия нет. Христианин должен любить себя и свою душу, ведь: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26). Господь заботится о душе, о благе ее, но только о благе вечном и бесконечном. Как говорит апостол Павел: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9) – он увидел то, что невозможно выразить.
Евангелие как раз нас учит любви к себе через любовь к ближнему и через правильное понимание того, что есть благо для каждого из нас.
Батюшка, а что такое эгоизм?
Эгоизм – та же гордость. Человек ставит себя в центр жизни. Предпочитает себя во всех обстоятельствах другим людям. Хочет, чтобы слушали и слушались только его, требует уважения, делая что-то, думает только о своей пользе.
А как нужно относиться к таким людям? Бывает так, что в рабочем коллективе вдруг кто-то начинает «идти по головам», продвигать себя ценой блага других, что делать, просто уступить дорогу?
Хорошо, конечно, терпеть, имея высшую цель, вспоминая слова претерпевший до конца спасется (Мф. 10, 22). Но у каждого своя мера, может, у человека и не получится на данном этапе формирования терпеть рядом эгоистичного человека.
И может быть важно, чтобы человек не забывался, выговорить ему, объяснить недопустимость его действий. Указать и сделать укорот, чтобы человек дальше не вредил другим. В любом случае это нужно делать с любовью, потому что без любви слушать никто не будет.
Никакие даже самые правильные и умные вещи даже самым умным человеком не будут приняты без доброжелательности.
Желание состояться в этой жизни, желание признания – насколько это опасно для человека, почему? Чем именно плохо то, что я получу признание? А моя работа? А если мои дети получат признание?
Человек просто обязан реализовать свои способности. Вспомним притчу о талантах. Но нужно быть очень внимательным. Таланты можно реализовывать по-разному. Можно писать иконы или картины, реализуя и развивая призвание и талант во славу Божию. А можно искать славы только для себя самого. А это уже неверно. По слову Апостола, все нужно делать во славу Божию.
Похвала и признание редко остаются без нашего сердечного внимания. Незаметно для себя человек начинает тщеславиться. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок». А тщеславие может разорить не только ворону, но и таланты.
Когда вас хвалят, нужно вспоминать про себя и свои грехи. Тогда похвала не окажет разорительного действия. И нужно вспоминать, что все от Господа. «Всяк дар совершен свыше есть». Без Бога, сами собой, мы ничего не можем. И пусть совсем победить тщеславие мы не можем, но постараемся держать его под контролем, бороться с ним. Победа уже в самой борьбе.
Отец Сергий, а что такое женская гордость?
Правильнее было бы говорить «женская честь». Честь – это совокупность высших морально-этических принципов личности. То есть: честность, порядочность, добросовестность, благородство, великодушие и так далее. Честь может быть женской, офицерской, дворянской, но отражает одно – нравственное состояние человека, которое может быть оценено людьми тоже нравственными.
Для девушки – это скромность, невинность; для женщины, супруги – верность. Это не превозношение перед другими, а достоинство, которое определил Господь, и труды, чтобы его сохранить.
Одним из последствий гордости является прелесть, что это за состояние?
Состояние прелести – когда человек льстит себе, оно тоже связано с гордостью. В христианском понимании прелесть – это самообман. Когда человек считает, что он обладает какими-то духовными дарованиями и этим гордится.
Состояние духовной прелести часто проявляется в тщеславии: человек любит славу, превозносится над другими, любит учительствовать, не выносит критики и поучений. Это явление опасно тем, что люди, даже достигшие духовных высот, падали и помрачались, будучи охвачены прелестью. Они проглядели нападки тщеславия, оказались беспечными, забыли, что нужно с гордостью не ослабевая бороться.
Преподобный Амвросий Оптинский, прослышав об одном «чудотворце», решил его посетить. Придя к нему, он спросил, каким образом тот получает откровения, тот ответил, что ему ангел с неба говорит. Тогда старец Амвросий сделал ему замечание, чтобы он был осторожен с этими видениями, ведь известно, что бес может принимать вид ангела света.
А тот раздражился: «Я думал, ты пришел меня послушать, поучиться, а ты меня укоряешь!» И преподобный Амвросий сказал ему: «Друг, ты ничем лучше не доказал, что ты в состоянии прелести находишься, как этими словами. Я тебе ничего особенного не сказал, а ты уже так раздражился».
Покинул его старец и сказал окружающим, чтобы они приглядывали за ним, как бы чего не случилось. Не успев доехать до Оптиной пустыни, преподобный Амвросий узнал, что тот удавился. Вот что делает прелесть, это было явно бесовское действие.
А есть ли практические способы побороть гордость: учеба, например?
Учиться можно у смиренного человека, у духовника или друга, просто наблюдая за ним и подражая ему. Самое лучшее воспитание, учеба – пример ближнего. Также надо читать святых отцов, Отечник, там указаны практические приемы, которые применяют святые, чтобы научиться смирению.
Например, пришли к одному старцу монахи, чтобы услышать от него поучение, а рядом с ним бегают мальчишки-арабы и сквернословят. Они удивились: «Что же ты им не сделаешь замечание?» А он отвечает: «Я подумал, если не смогу терпеть это малое искушение, то как же вытерплю искушение гораздо большее?» – такая духовная тренировка.
Мы часто реагируем на что-то из ложного чувства справедливости, но, как правило, нами руководит просто нелюбовь. А тут человек занимается самим собой. И таких примеров масса, нужно только читать и учиться.
А могу ли я быть не согласна с мнением начальства или, например, духовника?
Бывает, конечно, что духовник ошибается, а начальник не прав, но нужно знать свою меру и помнить, что послушание – проявление смирения в жизни. Так же, как и терпение. Это качества, которыми формируется душа, причем это не пассивные состояния, а именно активные, в результате которых воспитывается в человеке такое же мужество, как у воина. Мы понимаем, что воин человек закаленный, опытный, он может больше, чем другой человек, вот также нужно закалять душу.
Если уж мы выбрали духовника, важно его слушать, ведь подразумевается, что в отличие от начальства духовник обладает какой-то духовностью. А вообще, если что-то не так, с людьми надо уметь разговаривать, уважительно и разумно.
Отец Сергий, а Вы лично знаете людей, которых можно назвать негордыми? Расскажите про них?
Да, могу сказать, что знаю таких людей. Гордость, в какой-то степени, есть у всех, но есть люди, у которых она внешне никак не проявляется. Обычно они мало говорят, только по существу, они просты и с ними легко, доброжелательны, готовы уступить и сделать по-твоему.
У меня был друг, погибший отец Алексий Грачев. За много лет между нами не было ни одной ссоры и даже малейшего неудовольствия. И все только потому, что он всегда уступал. «Хорошо. Как ты скажешь». И таким он был не только со мной, а со всеми. Хотя сам был очень инициативным и темпераментным. Но всегда смирялся перед желанием другого человека.
Есть люди от природы негордые или от воспитания. Можно сказать, по наследству – ведь существуют как семейные грехи, так и семейные добродетели. Но ценность имеет то, что является результатом духовной работы. У отца Алексия было хорошее воспитание, но была видна и работа. Когда при нем осуждали кого-то, или даже какое-то явление, он замолкал, как бы отрешался от происходящего. Никакой реакции, словно его и нет.
Примеров множество. Они, если быть внимательными, есть на любом приходе. Хвалить человека не полезно, даже за глаза, а вот про себя иногда подумаешь: «Каким он стал, как изменился!» Или – стала, изменилась. Радуешься, что эти люди – наши современники, мы можем их видеть, можем с ними общаться, можем от них учиться преодолевать себя на пути следования за Христом. Можем вдохновляться их примером.
Журнал Славянка № 60 ноябрь-декабрь 2015г. Помочь Славянке или подписаться на журнал.
Лето Господне