Программы Фонда

К СЧАСТЬЮ ВЕДУТ ПУТИ ГОСПОДНИ

О каждом человеке Господь имеет Свой замысел. Вот родился младенец в семье. Никто не знает, кем и каким он станет в будущем. Родители могут только мечтать. И в соответствии с этим представлением воспитывать его. Родительская мудрость состоит в том, чтобы искать, желать узнать Божий замысел о ребенке. Их задача не просто воспитать хорошего, порядочного человека, но помочь ему стать таким, каким желает видеть его Господь.
Есть такое выражение: «человек на своем месте». Для каждого из нас есть это свое место. Когда человек находит его, то он максимально раскрывается и возрастает, реализуются его таланты. Но как его найти? И как направить ребенка туда, где он найдет свое, именно свое, а не чужое место? Этому практически невозможно научить. То есть, нельзя составить руководство, придумать методику. Но путь есть.
Я есмь Путь (Ин. 14, 6) – говорит Спаситель. Те христиане, кто живет духовно-осмысленной жизнью в лоне Церкви, знают на опыте, что воля Божия непременно открывается и осуществляется в их жизни. Если человек живет всегда со Христом, старается быть верным Ему, то он непременно найдет свое место в жизни. Правда, оно может оказаться и не очень престижным по мирским меркам.
Несколько лет назад отошла ко Господу наша прихожанка Зинаида Кузьминична. Рассказывали про нее, что лет сорок назад трудилась она в нашем храме. Стояла за ящиком, принимала записки, да и другие работы по храму выполняла. Своей семьи у нее не было, все-то она в храме. Настоятель очень ее ценил. Но как-то попросили ее помочь по дому и с детьми одной матушке, которая родила третьего ребенка, и не справлялась с хозяйством. Наша Зинаида не отказала и переехала, как ей тогда казалось, на время, в дом, где жила семья священника. Нянчила детей, помогала по хозяйству. Настоятель сильно огорчался ее отсутствием. Ведь за ящик кого попало не поставишь, там деньги, отчетность. Он настойчиво звал ее обратно, даже пытался задеть ее самолюбие: «Здесь ты Богу служишь, а там пеленки грязные стираешь». Место за ящиком всегда считалось очень престижным. Но та все равно оставалась у матушки. Тут случилось несчастье, священник, муж матушки, погиб. И Зинаида Кузьминична не смогла покинуть вдову. Так и жила у них. Только когда детки немного подросли, вернулась в храм, за ящик. Но жить она так и осталась в доме у матушки, помощницей. Наверное, почувствовала, что это Господь ее туда определил, что она там на своем месте.
Впрочем, не оставляет Господь Своим водительством и нецерковных людей. Только не все видят и понимают Его «дорожные знаки». Ведь верующий человек по своему душевному состоянию более мирен, чем тот, кто не знает Бога. Эта душевная тишина и дает ему возможность слышать тихий Божий глас, и следовать ему. Божий путь и Его призвание открываются нам иногда в жизненных обстоятельствах, во встречах. Так одному человеку вполне материалистических взглядов, со сложившейся жизненной позицией, как-то «случайно» попалась повесть о преподобном Паисии Величковском. Беллетристика, но она так потрясла его, что он начал искать еще что-нибудь о Церкви, о вере. Нашел у Н.В. Гоголя «Божественную Литургию». Прочел и стал ходить в церковь. А теперь он – священник. Кто-то увидит в этом случайность. Но, как замечательно выразился Блез Паскаль, случай – это псевдоним, под которым Бог представляется человеку. Нет ничего случайного в нашем мире. Бог есть истинный хозяин всего видимого и невидимого бытия.
Но вернемся к младенцам. Взрослый человек может предать себя Божиему водительству и с Его помощью найти свое место в жизни. А как быть ребенку? А ребенку должны помочь родители. Ведь им вверено не только питать тело своего чада, но напитать его ум и душу. Самая главная задача родителей – пробудить ребенка духовно. Недостаточно только крестить его и носить в церковь к причастию. Через родителей и от них ребенок познает мир. Они должны открыть ему не просто мир, но мир Божий. Где все от воли Божией и по воле Божией. Важно, чтобы дитя научилось узнавать Божие и в природе, и в событиях дня, и в радости, и в болезни, и в человеке. Узнавать Божие, и радоваться этому узнаванию.
Мне вспоминается сценка. Малышка с мамой идут по улице. Недавно прошел дождь, и на тротуаре большая лужа. Еще вчера ее не было. Кроха показывает на лужу: «Мама, смотри – водичка. Ее тоже Господь сюда налил?» «Тоже» – потому что все, что она видит, с чем встречается, устроил или построил Господь. От Него и конфета, и котлета, и мороз, и солнце. Не знаю, сохранится ли у нее такое восприятие мира в дальнейшей жизни, но совсем оно не исчезнет.
Детское сознание должно впитать в себя, что Господь не только в церкви и на иконах, Он всегда с нами. Для детей Господь особенно живой. С Ним так просто говорить. Оттого так легка детская молитва. Она не требует особого места, или условий.
Но и церковный мир нужно открыть маленькому человеку. Особенное пространство храма, его иконы, фрески, назначение свечей. Церковные службы, пение, вдохновенные слова молитв. Все это лучше узнавать в семье, а не надеяться на воскресную школу. Правда, для этого самим нужно все это знать и любить.
Воспитание – творческий процесс. Необходимо именно творчески провести ребенка через церковный год. Показать ему красоту и своеобразие каждого церковного периода, праздника, поста. Соединяющих в себе особенности земного времени, состояние природы и небесного содержания. Познакомить его с церковными традициями и народными обычаями, которые так украшают и оживляют православную жизнь. И тогда дитя не будет противиться ограничениям и понуждениям – таким, как пост или раннее пробуждение в воскресный день. Не будет воспринимать церковный устав, как «можно – нельзя», «положено – неположено». А как «наступило время», за которым наступит и другое.
Ребенок в церкви и особенно церковный ребенок умилителен. И порой родители пытаются форсировать духовный рост и церковный статус своего чада. Им хочется, чтобы их ребенок был «как…». Алтарником, как Гриша («какой замечательный у него стихарь»). Петь на клиросе, как Ира. Ходить в длинном платьице, как Таня. Или, как Ваня, дирижировать прихожанами, когда они поют «Отче наш». Родители пытаются «вылепить» свое дитя по образцу. Вроде гоголевской невесты, которая «лепила» идеального жениха из губ Никанора Ивановича, носа Ивана Кузьмича и дородности Ивана Павловича. Конечно, они хотят чаду добра, но, возможно, забывают, что каждый человек уникален. Как сказано у одного церковного автора, «Бог никогда не создает копий. Он творит только оригиналы». Апостол Павел уподобляет Церковь телу Христову. Вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 27). А все члены тела разные. Одинаковых нет. Уж на что похожи друг на друга два уха. Но одно из них правое, а другое – левое. Так и мы все разные, и жизненный путь у каждого свой.
Мир благородных поступков и подвигов святости открывается ребенку из родительских рассказов и семейного чтения. Прежде учить светским наукам начинали в семь лет. А первые годы жизни посвящали воспитанию сердца. Воспитанию благочестия. Ведь для верующих родителей важна не только здешняя жизнь их детей, но и та, что будет за ней, будущая. «Почему так важны впечатления детства? Почему важно наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в тридцать, шестьдесят и сто крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви – это напитает их на всю жизнь».
Осознанная, нелицемерная церковность, соединенная с устойчивым практическим семейным благочестием – самое большее, что могут дать родители своему ребенку. Искушения, трудности и горести в его жизни бесспорно будут. Но с ним будет и опыт жизни с Господом. Он уже привык во всем, что его окружает, с чем сталкивает его жизнь, искать и находить некий высший смысл. Он научился «воспринимать сквозь весь земной шум и сквозь всю неиссякаемую пошлость повседневной жизни священные следы и таинственные уроки Всевышнего, воспринимать их и следовать им». Он умеет говорить с Богом и внимать Ему. Познакомив дитя со Христом и введя его в Церковь, родители дают чаду духовный компас – Христа. И Господь поведет его. Господь пошлет ему обстоятельства и встречи. Его голос повзрослевшее дитя будет слышать и в шепоте совести, и в советах духовно опытных людей, в духовных текстах. Все это поможет найти и узнать свой путь, свое место в жизни. Без ошибок не обойдется, но будем надеяться, ведь истина во Иисусе (Еф. 4, 21).
Протоиерей Сергий Николаев
Журнал Славянка № 43 сентябрь-октябрь 2013г. Помочь Славянке или подписаться на журнал.
Лето Господне