Программы Фонда

ПАЛОМНИЧЕСТВО ДАНО НАМ ОТ БОГА

ПАЛОМНИЧЕСТВО ДАНО НАМ ОТ БОГА

Юные богомольцы стали посещать святые места лишь со второй половины XIX века. Они паломничали в древние монастыри России небольшими группами под пристальным наблюдением своих классных наставников, а также с легкими на подъем законоучителями гимназий и школ. Но чаще всего они совершали «хожение на богомолье» вместе со своими родителями – батюшками и матушками.
Со времен Крещения Руси и до середины XIX века во святой град Иерусалим отправлялось лишь взрослое население православной России, так как путь во Святую Землю был длительным и требовал недюжинных сил и особого молитвенного подвига. Путь во Святую Землю был особенно трудным в те времена, когда на Руси еще не было и в помине ни железных дорог, ни пароходных компаний. Из Киевской Руси богомольцы дружинами по сорок человек и более шли пешим хождением около четырех тысяч верст «во славный Ерусалим град, и ко Гробу Господнему да помолитися, и ко честным мощам да причаститися, и в Иордан реке да искупатися…»
Они шли в одну только сторону полтора, а то и два года подряд, чтобы достигнуть земной родины Христа Спасителя. Их богомольный путь во святой град Иерусалим начинался из Киева, Новгорода или Полоцка и сначала шел по нескончаемым степным просторам древней Руси. А затем русские богомольцы долго пробирались по чужбине сквозь дремучие леса и болота, шли по долинам и по взгорьям, обходя стороной большие и малые селения иноплеменных стран. Не раз им случалось рисковать жизнью, переходя вброд бурные порожистые реки, не раз они вступали в борьбу с хищными животными, превозмогая в себе скорби и болезни. Ночевать путникам приходилось в лесу или в чистом поле под открытым небом. Иногда им удавалось потрапезничать и переночевать в закордонных древних монастырях или скитах.
Иногда одинокие странники от Царьграда, столицы византийского государства, и до Иерусалима плыли по Средиземному морю на турецких галерных судах… Бывали случаи, когда кто-то из них попадал к иноверцам на галеры – в рабство и тогда путь на Святую Землю растягивался на многие-многие годы… Поэтому русские богомольные дружины предпочитали сухопутный путь во Святую Землю. Он был более длительным, чем морской путь, но считался менее опасным, несмотря на то, что пролегал по диким горным перевалам Кавказа, по ущельям и звериным тропам Малой Азии. Такой путь был по силам лишь богатырям-воинам, которые сколачивались в богомольные дружины и сообща шли на поклонение святыням Палестины. Еще с дохристианских времен таких богомольцев называли на Руси «каликами перехожими». («калика», или по-гречески – «калига» – вид обуви древнерусских путешественников). Это были мужественные, богатырского склада и облика люди, способные переносить любые дорожные трудности. В пути калики перехожие, переходя от монастыря к монастырю, слагали духовные песни о своем богомолье и в течение всего хождения во Святую Землю жили по строжайшему уставу военного времени… Их опыт запечатлен в сказаниях русского народа, в его духовных стихах и былинах.
Во все исторические времена особо почитали богомольцы духовные стихи о чеботах. В них заложен смысл русского паломничества.
Ах вы чеботы мои, чеботы новые,
Доведите меня до святых угодников,
До святых угодников, их райских обителей.
Ты прости, государь батюшка,
Ты прости, государыня матушка,
Помолитесь за мою душеньку грешную,
Чтобы та душа грешная кресту потрудилася,
Потрудившись, в светлые обители вселилася.
В религиозно-исторической литературе Западной Европы, начиная с первых веков христианства и вплоть до середины XIX века, нигде не упоминается о каких-либо хождениях во Святую Землю юных богомольцев в составе караванов путешественников. Однако в сочинении древнерусского писателя игумена Даниила (автора первой русской книги о Святой Земле), который в 1106-1108 годах вместе с киевлянами и новгородцами совершил свое знаменитое путешествие в Палестину, есть глава о столпе Давида, в которой содержится намек на то, что уже в ХII веке в составе паломнической дружины находился князь-отрок около 12 лет от роду.
Скорее всего, это был сын новгородского князя Мстислава и внук Владимира Мономаха – Изяслав, который вскоре занял киевский престол.
Известно, что Владимир Мономах был образованный русский князь, он заботился о духовном воспитании своих сыновей и внуков. Для них написал свои «Поучения» – книгу, вошедшую в золотой фонд древнерусской словесности. В 1101 году первая жена Владимира Мономаха, Гита Геральдовна, отправилась в путешествие во святой град Иерусалим. Там она умерла. Других сведений о ее хождении не сохранилось. Поэтому через пять лет после смерти княгини ее внук, Изяслав, был послан Мономахом и Мстиславом во Святую Землю в составе дружины игумена Даниила, чтобы юный князь с честью завершил паломнический подвиг своей благочестивой бабушки и посетил ее могилу в Иерусалиме…
На Святой Земле у Гроба Господня юный князь Изяслав вместе с игуменом Даниилом молились о примирении русских князей и о том, чтобы Господь привел их к христианскому смирению и братолюбию. Этой же цели должна была послужить и первая русская книга о Святой Земле.
Читала сочинение игумена Даниила и княгиня Предслава: первая на Руси женщина-святая, преподобная Евфросиния Полоцкая. Из жития преподобной Евфросинии Полоцкой известно, что с детских лет возмечтала она совершить путешествие во святой град Иерусалим и посетить святые места, связанные с земной жизнью Спасителя. Но Господь дал ей такую возможность лишь в 1167 году, уже в престарелом возрасте.
Игумен Даниил в 1108 году, в Великую Субботу впервые поставил на Гробе Господнем свое стеклянное «кандило» (лампаду) от всей земли русской. Его дружина вернулась в стольный град Киев с неугасимой лампадой от Гроба Господня накануне 120-летия Крещения Руси.
А через 60 лет преподобная Евфросиния Полоцкая также на Пасху поставила на Гробе Господнем свою золотую лампаду от всей земли русской…
Традиции русского паломничества особым образом проявляются в начале XII века, сразу же после хождения игумена Даниила во Святую Землю. Именно в это время в церковно-бытовой обиход входит слово «паломник». С XII века русские богомольцы начали приносить из Иерусалима большие, в рост человека, пальмовые ветви, как память о посещении Святой Земли. Дело в том, что Вход Господень в Иерусалим на Святой Земле и поныне встречается православными с цветами и пальмовыми ветвями в руках, а у нас на Руси – с ветвями вербы. Возвращающихся из Иерусалима домой поначалу звали «пальмовниками», затем – «паломниками». В Европе паломники-христиане, приносившие со Святой Земли пальмовую ветвь, получали право на использование в своей фамилии слова Палмер (прим. ред.).
Однажды великий русский поэт М.Ю. Лермонтов, на одной из петербургских улиц повстречался с духовным писателем и паломником графом А.Н. Муравьевым, который вернулся в Россию со Святой Земли. В его руках Михаил Юрьевич заметил большую пальмовую ветвь... И в 1837 году поэт написал свое знаменитое религиозно-поэтическое стихотворение – «Ветка Палестины»:
Скажи мне, ветка Палестины:
Где ты росла, где ты цвела?
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?
У вод ли чистых Иордана
Востока луч тебя ласкал,
Ночной ли ветр в горах Ливана
Тебя сердито колыхал?
Поведай: набожной рукою
Кто в этот край тебя занес?
Грустил он часто над тобою?
Хранишь ты след горючих слез?
Иль, Божьей рати лучший воин,
Он был с безоблачным челом,
Как ты, всегда небес достоин
Перед людьми и Божеством?..
Заботой тайною хранима,
Перед иконой золотой
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни верный часовой!
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
А еще раньше, летом 1830 года, юный Михаил Юрьевич вместе со своей бабушкой Е.А. Арсеньевой, со своими родными и знакомыми посетили Троице-Сергиеву Лавру. С ними путешествовала и девица Екатерина Александровна Сушкова – красавица и первая любовь М.Ю. Лермонтова. Она так рассказывала о богомолье «к Троице»: «На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою, дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких монет; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: “Пошли вам Бог счастие, добрые господа; а то вот намедни сюда тоже приходили господа, тоже молодые люди, да шалуны, они насмеялись надо мною – наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!”» Этот случай до глубины души потряс юного паломника и поэта. Он в тот же день сочинил свое знаменитое стихотворение: «У врат обители святой».
С особым молитвенным трепетом совершали «хожение на богомолье» во святые обители державные паломники и их августейшие дети – великие князья и княгини. В начале XVII века такие хождения во святые места назывались еще и «богодвижимыми походами», так как все богомольцы испокон века ощущали во время своего «путного шествия» благое расположение от Господа и помощь Его Пречистой Матери.
26 августа 1619 года первый русский царь венценосного дома Романовых Михаил Федорович совершил царское «путное шествие» со своей матерью инокиней Марфой Ивановной и многочисленной свитою в Унженский Макарьевский монастырь к новопрославленному чудотворцу Макарию (монастырь расположен в пределах современного г. Нижний Новгород).
После последнего ночлега в Спасской обители, прослушав раннюю Литургию, 17-летний царь Михаил Федорович «слагает с себя царственное величие и своему синклиту, его окружающему, по примеру равноапостольного Константина, являет высокий образец царского смирения и христианского благочестия и 20-верстный путь идет пеший на благодарное поклонение угоднику Христову за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и спасение святейшего своего родителя». Первые сановники двора и члены многочисленной царской свиты последовали в пешее богомолье по благочестивому примеру юного царя Михаила Федоровича. Его богомолье из Москвы в смиренную обитель преподобного Макария длилось «один месяц и два дня».
В XVII веке в правление «тишайшего» царя Алексея Михайловича устраивались особо пышные и торжественные богомольные выезды из московского Кремля «к Сергию». Царь Алексей Михайлович снаряжал такие пышные богомольные походы в Троице-Сергиеву обитель два раза в год, в дни памяти преподобного Сергия Радонежского, откладывая на потом дела особой государственной важности. Он часто брал с собой на богомолье всю свою августейшую семью, включая малолетнего царевича Петра – первого императора России.
Еще в 1556 году первый русский царь Иван Васильевич Грозный приказал построить деревянные дворцы в государевых селах от Москвы до Троицкого монастыря для своих приездов в обитель и отдыха на пути к ней. Сам государь, кроме посещения Троицкого монастыря, любил паломничать со своим отцом – великим князем Василием Третьим – в Иосифо-Волоцкий монастырь, где они усердно молились пред святыми мощами угодника Божиего.
***
В 1899 году впервые состоялось групповое паломничество гимназистов из города Казани во Святую Землю под руководством классного наставника. Известно, что их паломничество в Палестину длилось два месяца. Гимназисты ехали по железной дороге до Одессы и обратно по полностью бесплатным билетам. В 1900 году в Санкт-Петербурге вышла книга учителя казанской гимназии о поездке учащихся во Святую Землю.
Подробно известно о паломничестве в 1900 году в Троице-Сергиеву Лавру учащихся из Николо-Кленниковской церковноприходской школы города Москвы. Учащиеся школы под руководством московского старца протоиерея Алексия Мечева (ныне прославленного в лике святых) отправились пешком в Сергиеву Лавру, чтобы пред мощами преподобного Сергия Радонежского помолиться об упрочении их школы. Боясь опоздать, юные паломники вместо назначенного 7-го часа явились в школу в 4 часа утра.
Старец отец Алексий так вспоминал об этом путешествии: «11 июня, отслужив пораньше Литургию и напутственный молебен, в 7 часов утра мы тронулись в путь в количестве 19 человек…
Пройдя лес, мы были поражены следующей умилительной картиной: вдали виднелась Сергиева Лавра, а на равнине стояло множество богомольцев на коленях – они благодарили преподобного Сергия за то, что они достигают его святой обители. Преклонили колена и мои спутники и долго молились, поя тропарь преподобному…»
***
В начале ХХ столетия отошли в прошлое богомольные походы русских царей, пешие и конные, разобрали по ветхости их деревянные путевые дворцы, да и простых паломников, ходивших пешим ходом по Троицкой дороге к преподобному Сергию Радонежскому, значительно поубавилось… Ведь еще в 1862 году усилиями русских предпринимателей от Москвы до Сергиева Посада была проложена железная дорога, одна из первых железнодорожных магистралей в дореволюционной России. Поезда следовали с Ярославского вокзала Москвы до станции «Сергиево» и находились в пути чуть более двух часов.
Выезды императора Николая Второго со своим семейством в паломничество по святым местам России уступали своей пышностью и торжественностью богомольным походам XVII века, но по своей набожности и трепетности в почитании святынь последний августейший паломник был не менее религиозным, чем его благочестивый предок царь Алексей Михайлович.
К 1903 году специальный строительный комитет при ведомстве путей сообщения построил пять императорских поездов для поездок по столичным окрестностям, по России и за границу. Особым царским поездом считался состав из десяти вагонов, на котором царь совершал как официальные деловые поездки, так и путешествия по святым местам.
День и время отправления царского поезда, а также маршрут передвижения были строго засекречены. Даже начальник поезда и машинисты до последнего момента не знали ни маршрута, ни времени отправления. Для безопасного передвижения царского поезда в 1905 году была изготовлена его точная копия, которую обычно отправляли в путь раньше, чем сам царский поезд. В лжецарском поезде располагалась охрана, более трехсот человек, а в последних вагонах находился гараж с двумя царскими автомобилями и небольшая зенитная установка на случай нападения террористов.
1 июня 1912 года, милостиво простившись со всеми прибывшими на проводы лицами, августейшая семья Николая Второго вошли в вагон, и в 12 часов 40 минут императорский поезд отправился одним днем в Троице-Сергиеву Лавру при громком восторженном «ура»…
Город Сергиев Посад принял нарядный, праздничный вид. Летний пассажирский вокзал на станции «Сергиево» был превращен в роскошный павильон, украшенный национальными флагами, устланный дорогими коврами и декорированный лавровыми деревьями.
В Троицком соборе, где находится рака с мощами преподобного Сергия Радонежского – печальника земли русской, августейшие паломники выслушали краткое молебствие, после чего они с особым трепетным благоговением приложились к святым мощам своего «кормителя и заступника», каковым считали преподобного Сергия их благочестивые предки.
А вечером, по возвращении августейших паломников в Москву, в Успенском соборе Московского Кремля также был отслужен благодарственный молебен по древнему обычаю русских царей дома Романовых.
***
В те исторические времена свято почитались традиции паломничества. Тогда еще было живо в русском народе предание о том, как зародился обычай ходить на поклонение святым местам в Иерусалим. В одном из номеров православного журнала «Воскресный день» автор писал: «…в Четьих-Минеях, в повествовании об Успении Пресвятыя Богородицы, говорится, между прочим, следующее. Когда по Вознесении Господа на Небо, Пресвятая Богородица жила в доме Иоанна Богослова, тогда Она часто выходила из дома и посещала те места, которые Своими стопами и кровью освятил Ее божест венный Сын… Пресвятая Дева проливала здесь обильные слезы и говорила: “Тут любезный Сын Мой был биен; здесь венчан терновым венцом; отсюда вышел, неся Крест Свой, а здесь распят был”. Когда же Она приходила ко гробу Господа, тогда исполнялась неизреченного веселия и с радостными слезами восклицала: “Сын Мой здесь погребен и тут же преславно в третий день и воскрес…” И посему, – говорит повествование об Успении Богоматери, – уже в оное время начался тот благочестивый обычай в верных христианах, еже святыя посещати места и поклонятися там Христу Богу, волею за нас страдати изволившему; обычая же того началом была Сама Богородительница. Ей же и прочия святыя жены и мужи последоваху».
Русские люди не умом, а сердцем понимали, что без паломничества жить нельзя. Они знали, что паломничество не придумано кем-то из людей, а дано нам от Бога. Ведь еще в ветхозаветные времена пророк Захария говорил: «…если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю Господу, то не будет дождя у них». А в 1870-е годы со святой Афонской горы известный старец Арсений обращался к жителям православной России, призывая их к паломничеству не только ко вселенским святыням, но и по святым местам русским: «Начни жизнь новую, благодатную, возрожденную посещением святых мест».
Любимое еще в древности Русью паломничество вновь проникает в нашу жизнь. И ныне во святые места стали прибывать на автобусах и поездах, на самолетах и автомобилях родители со своими чадами, священники с группами детей из церковных воскресных школ. Я их встречал в Дивеево и на Валааме… Их призвал во святые места Сам Господь.
Виктор Иванович Комиссаров,
основатель и директор Музея путешествий и паломничества по святым местам
Журнал Славянка № 43 январь-февраль 2013г.
Лето Господне