Программы Фонда

НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ

22 декабря (9 декабря по ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует день почитания иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость»
Приведи к Нему вся заблудшая овчата
Предание о чуде, с которым связано рождение иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», описано святителем Димитрием Ростовским в его книге «Руно орошенное». В ней рассказывается о том, как некий грешник, живший беспутно, любил приносить архангельское приветствие Богородице перед Ее иконой: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Однажды, когда он, собираясь на грешное дело, по обыкновению начал молиться перед образом Богородицы, то внезапно увидел, что Заступница рода христианского ожила на иконе, а из ребра, рук и ног Богомладенца потекла кровь. В ужасе человек воскликнул: «О Госпоже, кто это сделал?» – «Ты и прочие беззаконники грехами своими снова распинаете Сына Моего, как иудеи», – последовал ответ. Потрясенный до глубины души, с сокрушенным сердцем, молил он Пресвятую Богородицу быть Заступницей перед Богом и Ходатаицей о прощении его грехов. И Матерь Божия не прекращала молитвы к Своему Сыну до тех пор, пока не услышала от Господа слова: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради».
Человек, осознав глубину своего падения, с Божией помощью оставил прежнюю жизнь и до конца дней со слезами благодарности молился Пречистой Деве, по ходатайству Которой получил нечаянную радость покаяния и прощения грехов.
Это чудо и послужило поводом для написания иконы «Нечаянная Радость», ибо «Пастыря Добраго, взыскавшего овцу заблудшую, миру даровала еси, с Нимже ныне соцарствуеши, приведи к Нему и вся заблудшая овчата».
Когда и где появился первый образ на сюжет, описанный святителем Димитрием, неизвестно. В Москве иконы «Нечаянной Радости» появились не ранее середины XIX века, хотя образ считался древним. Со временем, особенно после многочисленных чудес, происходивших по молитвам перед этим образом Богородицы, возник вопрос о дне празднования иконы. На обращение верующих святитель Филарет Московский сказал: «Какой же день будет приличнее, как не 9 декабря, когда святая Анна получила нечаянную радость – весть о том, что она родит Пресвятую Деву».
И сегодня, пожалуй, не только в столице, но и по всей России, почти в каждом храме есть икона Божией Матери «Нечаянная Радость».
Древнейшая из известных икон была вкладом 1832 года в московскую церковь Неопалимой Купины, что на Девичьем поле, уничтоженную в годы безбожия. А особое почитание святыни началось в 1835 году после того, как она прославилась чудо творениями. Один из рассказов гласит, что в 1838 году, в понедельник Светлой седмицы, в дом прихожанки храма Анны Тимофеевой пришла подруга – унтер-офицерская вдова Анисья Степанова. Ее скорбный вид не соответствовал пасхальным торжествам и всеобщей радости о Воскресшем Господе. Оказалось, что она оглохла и не слышала даже колокольного звона. Врачебная помощь оказалась бессильной.
Анна ее успокоила и предложила пойти в храм, заказать молебен Царице Небесной и вместе помолиться перед Ее чудотворным образом «Нечаянная Радость».
Так и сделали. Наутро пришли в церковь. Встав на колени перед иконой, со слезами и надеждою молились они об исцелении. И чудо совершилось! Анисья вдруг услышала пение пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» С какой радостью и ликованием пела его женщина, вновь обретшая слух и радость жизни!
В Марьиной роще
В 1904 году в Марьиной роще по просьбе народа был выстроен храм в честь иконы Богородицы «Нечаянная Радость», Спасительницы утопающих в бурных волнах моря житейского.
Впервые Марьино как пустошь (ненаселенное место) упоминалось в XVI столетии, издревле входило в состав подмосковной вотчины с центром в знаменитом селе Останкино.
Окрестности Марьина еще с давних времен стали местом упокоения иноземцев, служивших в Московии. Место их погребения для москвичей считалось «нечистым», так как православное сознание русских не приветствовало общение с инославными, которых называли «немцами». Отсюда и название кладбища: «старое немецкое». Известно, что на этом погосте был похоронен мариенбургский пастор Эрнст Глюк, в семье которого выросла Марта Скавронская – известная в русской истории как супруга Петра Великого императрица Екатерина I.
В середине XVIII столетия московские власти открыли при деревне Марьино первое городское кладбище для бедных, которое называлось Лазаревским в память праведного Лазаря Четверодневного. Кладбище стало «божедомным».
Инициаторами открытия храма в Марьиной роще – на земле, безвозмездно уступленной графом Шереметевым, – стали жители поселка, их поддержал настоятель Свято-Троицкой церкви в Останкине Сергий Леонардов. В 1901 году инициативная группа обратилась к епархиальному священноначалию с просьбой устроить церковь (и школу при ней) с престолом в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», в которой «под сенью Царицы Небесной найдут себе утешение жители означенной деревни и будут учиться их дети». Как отмечали просители, средства на возведение храма «мы, надеясь на милость Царицы Небесной, не замедлим собрать».
Уже 20 июня 1904 года, в воскресный день, прошло торжественное освящение новоустроенного храма, которое возглавил будущий новомученик митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), сослужил ему благочинный отец Сергий Леонардов. Как отмечалось в заметке, опубликованной в «Московских церковных ведомостях», «…внутри церковь отделана весьма благолепно. Несколько старинных икон в серебряных окладах, в киотах, и много утвари пожертвовано церкви из храма Лазаревского кладбища. Прихожане соорудили две пары хоругвей, серебряную утварь и облачения; а также больших размеров иконы в иконостасах преподобного Серафима и святого мученика Трифона».
Несмотря на то, что, как отмечал первый настоятель храма отец Константин Озерецковский, «жители, населяющие наш приход, в материальном отношении люди небогатые», в январе 1909 года на имя митрополита Владимира от них поступило новое прошение о позволении пристроить к церкви «Нечаянная Радость» два придела, один из которых – в честь святителя Николая, «покровителя и молитвенника за самодержавного государя императора Николая Александровича». Строительство длилось с 18 мая до конца 1910 года. 13 декабря торжественным архиерейским богослужением были освящены придельные алтари Марьино-рощинского храма, и таким образом церковь стала трехпрестольной.
В первом десятилетии ХХ века Марьино неузнаваемо преобразилось: мостились улицы, были пущены трамваи, намечалось провести водопровод, открывались учебные заведения, больницы. В 1907 году здесь открылось первое Московское общество трезвости, на собраниях которого священнослужители вели духовно-нравственные беседы, совершали молебны Спасителю, Божией Матери, святым великомученику Пантелеимону и мученику Вонифатию.
После революции 1917 года Марьина роща вошла в черту Москвы. Но, хранимый Богородицей, храм не был ни разрушен, ни закрыт. Возможно и бедность обитателей Марьинского участка, которыми были в основном рабочие предприятий, уберегла храм «Нечаянной Радости» от разорения большевистскими властями. В довоенные годы храм продолжал оставаться открытым и сохранял верность канонической Церкви, хотя в Москве вовсю бушевало обновленчество.
Позже в дни престольного праздника иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» храм любил посещать выдающийся деятель Русской Православной Церкви 1940-1950-х годов митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) – «Златоуст церковной Москвы 1950-х годов».
И хотя в храме не ведутся записи о чудесах, здесь происходящих, но многочисленные дары, поднесенные иконе, говорят о многом. Один случай, произошедший в 2003 году, произвел особое впечатление, о нем до сих пор вспоминают прихожане Богородицкого храма. К служащему священнику отцу Ростиславу Яреме подошел старый, одетый в военно-морскую офицерскую форму человек, с просьбой совершить над ним Таинство Крещения. Это был 90-летний еврей Исаак Моисеевич Канторович. По его словам, ему было видение о необходимости крещения и последующей его кончине. Он постился весь Великий пост и готовился к Таинству Крещения. В самый день Пасхи после исповеди и Таинства Крещения (около 11 часов утра), совершенного отцом Ростиславом, этот человек почил в храме Божием.
В 2004 году храм в Марьиной роще отпраздновал свой 100-летний юбилей. Уже целый век церковь Божией Матери «Нечаянная Радость», словно свеча в ночи, освещает верующим людям их жизненный путь.
Царица идет!
Другой прославленный многими чудотворениями образ Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» находился в церкви святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены на Кремлевском подоле.
История маленького храма, который больше знали как «церковь Нечаянной Радости», весьма интересна. Он существовал уже в 1362-1372 годы. Пятьсот лет тому назад место это выглядело совсем иначе. Ближайшие кремлевские ворота, впоследствии заложенные, назывались по имени церкви – Константино-Еленинскими. К ним вела широкая улица, от которой сегодня не осталось и следа, и именно через эти ворота благоверный князь Димитрий Донской выводил рать на Куликовскую битву.
В большой московский пожар 1 августа 1470 года выгорел дотла Подол, а с ним и церковь – ее отстроили заново. В 1651 году зять царя Алексея Михайловича боярин Милославский выстроил вместо деревянной каменную церковь, которая была перестроена в 1692 году царицей Натальей Кирилловной. При Екатерине Великой церковь решили было снести, но передумали. В 1812 году французы совсем разорили древний храм, так что он был предназначен на слом, но все же восстановили, и 22 сентября его торжественно освятил святитель Филарет Московский.
В левом Никольском приделе храма и находилась православная московская святыня. Перед ней горело множество лампад и бывало ежедневно большое стечение народа, особенно во время настоятельства известного своими духовными дарованиями протоиерея Валентина Амфитеатрова. Вот как пишет Евгений Поселянин в статье «Памяти ревностного пастыря»: «Как между молебнами и панихидами, так и в особенности по окончанию всех их, к отцу Валентину подходил народ.
У кого умерло единственное дитя, и родители не могли найти себе места с горя. У кого жена злого характера. Там женщина покинута любимым человеком. Парень собирается жениться и просит благословения. Немощи и грехи человеческие, громадный груз разнообразных дел и отношений житейских – все это кипело вокруг этого священника. Искали и в чисто мирских интересах Божия благословения; еще же более того искали удовлетворения жгущей душу жажды духовной. И отец Валентин своим художественно метким языком и ласкающим голосом разговаривал с этим теснившимся к нему людом, подавая советы от сердца и ума, только что просветившегося за Трапезой Господней.
Мне приходилось наблюдать, что в Москве меньше развито, чем в Петербурге, говение вне постов, как постоянная первая мера духовного оздоровления. Церковь отца Валентина представляла в этом исключение».
Много чудес и исцелений происходило от дивного образа по молитвам ревностного пастыря Христова. Слух об этом разнесся по многим уголкам России. В большие праздники церковь «Нечаянной Радости» не вмещала всех желающих молиться на богослужении.
После революции храм был уничтожен, а святыня перенесена в храм Воскресения Христова в Сокольниках.
«В середине июня 1944 года одна московская монахиня увидела сон. Ей приснилось, будто из Кремля выходит крестный ход. Народу великое множество, а впереди кресты, иконы, хоругви; а сколько архиереев и священников – не сосчитать! От их золотистых облачений как будто сияние исходит.
Отовсюду бежит народ и кричит:
– Царица идет! Царица идет!
Крестный ход прошел по Волхонке, а потом повернул к храму пророка Божия Илии. Двери его открылись, и величественная процессия вошла внутрь. Я была поражена, рассказывала монахиня, как сравнительно небольшой храм принял в себя такое огромное количество народа!
А через несколько дней из Сокольников именно в эту церковь была перенесена икона Божией Матери “Нечаянная Радость” – Царица Небесная Сама заранее указала, где будет Она пребывать отныне...»
Подробнее сообщает об этом церковная летопись: патриарх Сергий сочувственно отнесся к просьбе настоятеля храма протоиерея Александра Толгского и прихожан о даровании им этой святыни. Незадолго до своей кончины, последовавшей 15 мая 1944 года, его Святейшество благословил перенести икону в храм пророка Илии. Что и состоялось 15 июня 1944 года. Патриарх Алексий I также почитал и чудотворный образ Богородицы, и храм пророка Илии, часто называя себя его прихожанином.
Патриарх Пимен почти каждую пятницу служил в храме вечерю с акафистом иконе «Нечаянная Радость». Среди прихожан до сих пор жив рассказ о том, как патриарх, находясь на фронте во время Великой Отечественной войны, получил чудесную помощь от этой чудотворной иконы. В интервью итальянскому журналисту на вопрос «какую икону вы особенно почитаете?», патриарх ответил: «Икону Богоматери “Нечаянная Радость”. Святой Димитрий, митрополит Ростовский, считал, что Богоматерь дарует человеку все, о чем бы он Ее ни попросил, если только он просит с верой. Я, как глава Русской Церкви, ежедневно нуждаюсь в помощи Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Без этой помощи мое служение стало бы невозможным».
Прихожанка храма раба Божия Наталия рассказала, как в трудные 1990-е годы пришла она с семьей на Божественную литургию. Все исповедовались и причастились Святых Христовых Таин. Помолившись у чудотворной иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», вышли из храма и на Гоголевском бульваре сели на скамейку отдохнуть.
Сын Дионисий попросил у Наталии хлеба. Но в семье в этот момент не было ни хлеба, ни денег, чтобы его купить. Они жили далеко за городом, и надо было пускаться в далекий путь, не покормив ребенка. Вдруг к ним подошла скромно одетая женщина средних лет, протянула Наталии рубль и сказала: «Купите себе хлеба». И ушла – семья едва успела ее поблагодарить. Души их наполнились радостью – они поняли, что получили нечаянную радость от Той, на Которую всегда надеялись и уповали.
К чудотворному образу Заступницы всего рода христианского в Ильинском храме много десятилетий прибегает народ Божий, и никто не уходит от Нее неутешенным. Поэтому и сам храм в народе уже много лет зовется – храмом «Нечаянной Радости».
Светлана Рыбакова
Лето Господне