Программы Фонда

ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ

ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ

ТРУДНО СКАЗАТЬ, ЧЕМ ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ, ПРИРОДНЫМ ЛИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕНИЕМ К ХРИСТИАНСТВУ НАРОДНОГО ГЕНИЯ, СОЗДАЮЩЕГО СКАЗКУ, ИЛИ, НАОБОРОТ, МНОГОВЕКОВЫМ ВЛИЯНИЕМ ХРИСТИАНСТВА НА НАРОДНУЮ ДУШУ, А ЧЕРЕЗ НЕЕ И НА СКАЗКУ. ДОСТОВЕРНО ОДНО: РУССКИЕ СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ КАК-ТО СОВЕРШЕННО НЕЗАМЕТНО И ЕСТЕСТВЕННО ВОСПРИНИМАЮТ В СЕБЯ ХРИСТИАНСКИЙ СМЫСЛ.
Ваш ребенок любит сказки? Не сомневаюсь, что очень. Малыши готовы бесконечно слушать простейшую историю про курочку Рябу. Детки чуть постарше просят рассказать им про незадачливого медведя и спрятавшуюся в коробе Машеньку. Старшие дошколята, не отрываясь, следят за подвигами Ивана-царевича. Младшеклассники с восторгом погружаются в сказочные истории про Золушку и спящую красавицу или с замиранием слушают русские былины.
Более того, и взрослые, поддавшись на уговоры чада рассказать сказку или заглянув в оставленную ребенком книгу, и сами увлекаются сказочным повествованием. Чем же так притягательны сказки и почему сказочный мир – непременный атрибут детства?
Сказка заключает в себе богатое мистическое откровение, ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству.
По Е.Н. Трубецкому
СКАЗКИ-КРОХОТУЛЬКИ
Это совсем-совсем простые истории для самых маленьких слушателей, которым всего-то год-два от роду. Именно в этом возрасте начинается знакомство ребенка со сказкой. Малыши готовы слушать сказки снова и снова, а взрослые, заботящиеся о детском развитии, иной раз недоумевают: ну какую пользу принесут ребенку бесконечные рассказы о разбитом мышкой яичке, о репке, которую еле-еле удалось вытянуть, о зверях в теремке, об убежавшем колобке. Не лучше ли заменить столь простые истории на хорошую литературу и сразу приобщать ребенка к шедеврам детской поэзии и прозы?
Конечно, даже с маленьким ребенком можно и нужно читать и стихи, и рассказы. Однако именно в сказках, таких незамысловатых, содержится то главное, что ребенок должен усвоить и запомнить на всю жизнь.
Прежде всего, самые первые сказки малыша учат его и самым первым законам. Нельзя самовольно убегать из дома, как убежал колобок, – погибнешь. Попал в беду, как петушок, которого утащила лиса, – зови на помощь. С самым трудным и непосильным делом всегда можно справиться вместе, как удалось сообща вытащить репку. Жить со всеми нужно в мире и согласии, как жили самые разные звери в теремке.
Согласитесь, эти важнейшие истины, усвоенные на подсознательном уровне, не раз сослужат ребенку хорошую службу: научат основам безопасности, покажут пример трудолюбия и доброты.
Есть в первых сказках и уроки попроще, прячущиеся между слов и между строк. Помните, как старуха колобок пекла? По сусекам помела, по амбарам поскребла. Чем не подсказка, что никогда не надо отчаиваться и считать дело невыполнимым: начни трудиться да делай потихоньку, глядишь, понемногу и сделается, на первый взгляд, невозможное дело. Очень поможет малышу такой невзначай заложенный пример, когда не получится у него построить башню или нарисовать задуманный рисунок.
А как поможет пережить первые собственные неудачи разбитое яичко из «Курочки Рябы»! И такое бывает: никто не виноват, а яичко разбилось, как может выплеснуться из кружечки молоко или рассыпаться старательно слепленный песочный куличик. Из глазок сами собой брызнули слезы? Ничего, дед и баба тоже плакали, а курочка объяснила и им, и деточке, что никакой беды в этом нет, будет новое яичко.
Но есть в этих простеньких историях и смысл, куда более глубокий, чем урок безопасности, совместного труда или переживания мелкой житейской неудачи.
Не забыли, кто кого звал на подмогу в сказке про репку? Бабка – внучку, Жучка – кошку, а кошка – мышку. То есть сильный звал того, кто слабее. Вот и первый урок смирения: ну легко ли кошке обратиться за помощью к мышке, а мышке не припомнить своих обид и на просьбу ответить? А что было бы, если бы кошка гордо отмахнулась от Жучки и не пришла на помощь? Спросите малыша, и он уверенно ответит, что тогда репку бы не вытащили, ничего бы не получилось. Ну а зачем вообще кошке репка? Правильно, не нужна. Но когда у тебя просят помощи, стоит забыть о своих интересах и помочь. Хорошо, если ребенок запомнит это на всю жизнь.
Кто виноват в погибели колобка? Только ли опасности, подстерегающие любого за порогом родного дома? Нет, в первую очередь виноваты его самоуверенность и бахвальство. Еще и дня не прожил, а уже ни на минуту не сомневается, что он умнее и хитрее всех вокруг.
А какое наставление прячется за поднадоевшим разбитым яичком! На поверхно сти – мелкая неприятность, о которой мы уже говорили. Но в глубине – серьезнейшее правило: что легко пришло, так же легко можно и потерять, и совсем не всегда все зависит от своей настойчивости (помните, дед бил-бил, да не разбил). Не каждый взрослый смог — это принять и запомнить.
Сама суть христианства выражается в учении о всеобщем Воскресении, о вечной целостной жизни, в которой весь мир достигает совершенного и полного исцеления. Поэтому христианству не может не быть близко сказочное искание вечной молодости и живой воды, и «молодильные яблоки» и «вода целящая» суть как бы языческие, мифологические предваренья величайшего из христианских откровений. Поэтому неудивительно, что и здесь намечаются точки соприкосновения и как бы переходные ступени от сказочного к христианскому. Есть, например, сказка «О серебряном блюдечке и наливном яблочке», одно из прекраснейших созданий народного творчества, где рассказ о «живой воде» прямо-таки получает значение чуда в христианском смысле слова.
По Е.Н. Трубецкому
СКАЗКИ-РАССКАЗКИ
Постепенно деткам становятся интересны сказки подлиннее и посложнее. Наступает время сказок про семерых козлят, про заюшкину избушку, про сестрицу Аленушку.
Эти сказки динамичнее и интереснее, чем «Теремок» или «Курочка Ряба». Но, прочитывая снова и снова домашние сборники сказок и поневоле вдумываясь в знакомый с детства текст, родители могут прийти в недоумение от некоторых историй: о чем они, чему учат?
Помню, как в разговоре о народных сказках мамы удивлялись сказке про петушка, который подавился бобовым зернышком. Мол, что за бессмыслица: пока курочка бегала от хозяйки к корове, от коровы к хозяину, от хозяина к кузнецу, петушок и задохнуться мог. Причем есть и другой вариант сказки, где просьбы кажутся и вовсе странными: например, дерево просит принести ему ниточку, а курочка все эти просьбы покорно выполняет, заставляя погибающего петушка ждать. А ведь эта сказка очень о многом. Она объясняет ребенку, что во всем нужны немалые труды и, уж если дело серьезное, не стоит их бояться. Она – уже в который раз – учит кротости и смирению. На твою просьбу ответили просьбой? Не возмущайся, не бранись – сделай все, что нужно, даже если просьбы тебе непонятны. Наконец, эта сказка учит тому, что ради спасения другого от беды надо сделать все, не жалея себя и не щадя своих сил.
А я сама всегда возмущалась историей про хитрую лису и наивного волка, где «битый небитого везет». Чему может научить такая сказка, в которой побеждает хитрость, обман и, простите, едва ли не наглость? Так же непросто понять сказку про Пузырь, Соломинку и Лапоть. Что хорошего в истории на несколько строк, где, по сути дела, погибают по собственной глупости все герои? Пузырь смеялся над чужой бедой, потому и лопнул, но за что же пострадали несчастные Лапоть и Соломинка?
Между тем, возмущаться тут нечем. Первые уроки, главные основы малыш уже усвоил. Настало время житейской премудрости. К сожалению, не все вокруг добры, есть рядом и обманщики, есть и хитрецы. Поэтому, прежде чем сделать что-то, подумай, правильный ли это будет поступок. Наивность бедного волка граничит с глупостью, а в его желании наловить хвостом рыбы прячется и зависть к лисе, и жадность. А если бы Соломинка и Лапоть на минутку задумались бы, стоит ли переходить ручей по тоненькой и хрупкой Соломинке, не случилось бы беды.
Так и малыш, жалея незадачливого волка и Соломинку с Лаптем или подсмеиваясь над ними, запомнит, что всякий раз, когда собираешься что-то делать, нужно хорошенько обдумать, что из этого получится.
Узнает ребенок и о том, что в жизни могут встретиться не только обманщики, но и настоящие злодеи, распознать которых очень нелегко. Это уже не просто лиса, прельщавшая петушка то горошком, то орехами. Волк, пробравшийся к семерым козлятам, как вы помните, и голосок себе тоненький сделал, и лапы мукой вымазал, и песенку козы в точности повторил. Могли ли маленькие козлятки распознать подвох? И на примере обманутых козляток ребенок учится особой осторожности, которая сегодня, к сожалению, стала абсолютно необходима.
Но при этом сказка не старается заложить в ребенке недоверие ко всему миру, постоянную настороженность и страх перед всем и всеми. Напротив, та же история про козлят убеждает ребенка: мама всегда спасет от самой страшной беды. А сказка про сестрицу Аленушку говорит: даже когда уже не на что надеяться и неоткуда ждать помощи, всегда найдется добрый человек, готовый помочь (как помните, и братцу Иванушке, и уже брошенной в реку сестрице Аленушке помог слуга, проследивший, куда побежал плачущий козленочек).
И самому нужно быть великодушным и всегда готовым помочь другим, даже если они попали в беду вполне заслуженно. Вспомните, как из трех поросят лишь один не ленился и не надеялся на авось. Двое других, наскоро отделавшись от такого важного дела, как постройка безопасного дома, казалось бы, не заслуживают снисхождения. Сами виноваты – сами расплачивайтесь. Но нет, умненький Наф-Наф был не только трудолюбивым, но и добрым. Он не стал пенять безалаберным братьям на их лень, он им помог. Отлично, если и вы, и ваши детки возьмете на вооружение этот пример.
Наполнены христианским смыслом в русских сказках и человеческие типы; в особенности просто и естественно сказочный «дурак» превращается в «блаженного» или юродивого, которые вообще принадлежат к числу любимых в сказке. Общая черта того и другого – отсутствие человеческого «здравого рассудка» и в то же время обладание некой чудесной мудростью. У дурака эта мудрость волшебная, а у юродивого «ум Христов», но в сказке легко стирается грань, отделяющая одно от другого; тогда в одном и том же лице смешиваются черты дурака и юродивого. И презрение к деньгам у сказочного дурака легко превращается в добродетель бессребреника.
По Е.Н. Трубецкому
СКАЗКИ-ЧУДЕСЕНКИ
Старшие дошкольники открывают для себя уже мир чудесной сказки. Все в ней заставляет, не отрываясь, следить за развитием событий. Сюжет динамичен и сложен, образы многогранные. А вместе со сложностью сюжета и образов приходит и особая глубина смысла. Это на первый, поверхностный взгляд сказки – только развлечение. В дей ствительности же в них заложены взрослые истины, совершенно необходимые для формирования личности ребенка.
Марьюшка, спасая Финиста-Ясна сокола, износила трое железных сапог, сломала три железных посоха и порвала три железных колпака. Сколько же любви и терпения нужно, чтобы, не щадя себя, преодолеть столько трудностей! Очень и очень многие люди отступают уже перед картонными проблемами. Пусть ваш ребенок еще со сказок запомнит: любовь не отступает даже при тяжелейших испытаниях.
Иван-дурак, младший из всех братьев, презираемый и осмеиваемый ими, на проверку оказывается и самый умный, и самый порядочный. Для кого же он дурак? Да для тех самых братьев, которые живут совсем по другим принципам. Так ребенок незаметно усвоит науку о мудрости истинной и житейской практичности, корыстной и меркантильной.
Своеволие всегда влечет за собой беду, будь то сожженная лягушачья шкурка или зазвеневшая золотая клетка, которую по трогал, забыв о запрете, Иван-царевич.
А вот послушание и верность своему долгу, напротив, приносят золотые плоды. Готовность беспрекословно отправиться даже «туда, не знаю куда», потому что исполнять приказ – прямая обязанность царского слуги, делает героя победителем. Послушание отцовской воле делает лягушку Василисой Премудрой. Так же, как смиренное исполнение прихотей злой мачехи в конце концов дарит доброй падчерице счастье.
Христианство выражается не в отдельных чертах и подробностях, а во всем устроении русской сказки. Оно сказывается и там, где не с первого взгляда бросается в глаза. В частности, недаром Василиса Премудрая учит своего суженого молиться: в самом отношении сказочного героя к высшей мудрости, которая им руководит, есть столько близкого и сродного христианству, что предположение о влиянии, о бессознательном проникновении христианских идей и, в особенности, чувств в сказку возникает само собой. Отзвуки христианства чувствуются и в глубоком сознании человеком своего ничтожества, и в беззаветной отдаче себя высшей чудесной силе, и в самом образе Василисы Премудрой, мудрой жены и ненаглядной красоты, в образе которой воплотились искания и человеческой души, и высших нравственных идеалов в переплетении сказочного предварения и христианского откровения.
По Е.Н. Трубецкому
СКАЗКИ ДЛЯ БОЛЬШИХ
Эти сказки с удовольствием перечитает и послушает даже взрослый человек. Охотно их читают и школьники, которые считают себя уже слишком большими для детских развлечений. Для младших, а тем более для старших подростков народные сказки отступают на второй план – их место занимают сказки авторские.
Можно ли назвать историю про Золушку совершенно детской, если в ней рассказывается о силе мечты и о безграничном терпении, о готовности смиренно принять свои обычные серые будни после мгновения прекрасной сказки, о любви, которой под силу разыскать незнакомку в целом королевстве?
Сказки Андерсена, часто печальные и всегда философские, не каждому ребенку и не каждому взрослому придутся по сердцу: уж очень серьезно автор говорит об испытаниях, выпавших на долю героев. Величайшее ежедневное и многолетнее самопожертвование потребовалось, чтобы братья превратились из диких лебедей снова в юношей. А Герда так долго искала Кая, переживая разочарование за разочарованием, но не отчаиваясь и не отступая от своего пути, что оба они успели повзрослеть. Наши гордые сердца, а вместе с ними и сердца наших детей отказываются примириться с мыслью о необходимости столь длительных трудов, мы бы хотели получить желаемое сразу, ну, или почти сразу.
«Хроники Нарнии», ставшие столь популярными, были написаны как сказочное объяснение Священной Истории. Но, думаю, не в этом их главная ценность и важность. Сказка объяснит ребенку, сколь обманчива мнимая сладость греха и какой горечью и горем она оборачивается. Расскажет, что наша воля – не всегда благо, а то, что происходит с нами, происходит не случайно, а по неведомому нам Промыслу Божию. Напомнит, что только чистые сердцем Бога узрят. Все это – величайшие и важнейшие истины, о которых поведает сказка.
Сказка, нестареющая и мудрая, бесконечно глубокая, никогда не надоест вашим детям. Коротенькие сказки заменятся длинными, народные – авторскими, но сказка останется с нами навсегда. А мы и не заметим, что ее ненавязчивое присутствие поможет нам справиться с трудностями, напомнит о самых важных вещах, научит любви и терпению, послушанию и смирению.
Матушка Вера Корехова.
Журнал Славянка № 41 сентябрь-октябрь 2012г.
Лето Господне