Программы Фонда

УЧЕНИКИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ

ОДНАЖДЫ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ ЯВИЛОСЬ МНОЖЕСТВО ПРЕКРАСНЫХ ПТИЦ, И ГОЛОС С НЕБА СКАЗАЛ: «ТАК УМНОЖИТСЯ ЧИСЛО УЧЕНИКОВ ТВОИХ…». В ТОЧНОСТИ СБЫЛОСЬ ЭТО ЧУДЕСНОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ – СОНМ УЧЕНИКОВ СОБРАЛ ВОКРУГ СЕБЯ ВЕЛИКИЙ ИГУМЕН. ОДНИ ДО ГРОБА ОСТАВАЛИСЬ В ОБИТЕЛИ СВОЕГО ДУХОВНОГО ОТЦА, ДРУГИЕ СТАЛИ ОСНОВАТЕЛЯМИ МОНАСТЫРЕЙ ВОКРУГ ПРЕСТОЛЬНОГО ГРАДА, ТРЕТЬИ УДАЛИЛИСЬ В НЕПРОХОДИМЫЕ ЛЕСА СЕВЕРА И ОТТУДА СВЕТИЛИ МИРУ ДИВНЫМИ ПОДВИГАМИ И РАСПРОСТРАНЯЛИ ВЕРУ ХРИСТОВУ.

Преподобный Кирилл Белоезерский

Память 9 июня (22 июня по н.ст.)
Выдающийся святой, которому принадлежит один из самых авторитетных монастырских уставов Древней Руси. Основанный им Белоезерский монастырь стал колыбелью заволжского монашества, духовным центром Северной Руси.
Родился преподобный Кирилл от благочестивых родителей, и наречен был во святом Крещении именем Косма. Оставшись в юношестве сиротой, он оказался на попечении богатого и влиятельного родственника Тимофея, бывшего окольничим у великого благоверного князя Димитрия Донского. Видя особое духовное прилежание Космы и полюбив его за добродетели, Тимофей приблизил его к себе, по достижении им совершеннолетия «удостоил права сидеть рядом с собою на трапезе, а вскоре затем сделал его казначеем своего имения».
Разумеется, против воли царского вельможи никто бы не решился постричь Косму в монашество, о котором он тайно мечтал с самого детства. И поэтому пребывая в тайной печали по иноческому житию, сохраняя чистоту телесную и беззлобие души, он и будучи светским мужем, вел иноческий образ жизни, 15 лет исполняя возложенное на него управление имением своего именитого сродника.
И лишь благодаря мудрости пришедшего в Москву игумена Махрищского Стефана, известного при дворе великого князя своей святой жизнью, и богобоязненной жене Тимофея удалось преломить волю царского вельможи и возложить на Косму иноческий образ. Получив свободу, Косма раздал нищим все, что имел, не подумав при этом ни про старость, ни про долгую жизнь впереди, и отправился вместе с игуменом Стефаном в монастырь Успения Пречистой в Новом Симонове, где и принял постриг с именем Кирилл.
В монастыре преподобный во всем подражал своему духовному наставнику старцу Михаилу, ставшему впоследствии епископом Смоленским. Будучи «немилостивым врагом своей плоти», преподобный Кирилл просил старца, чтобы тот разрешил ему есть лишь раз в два или три дня, но старец не позволил, повелев есть с братьями, но не до сытости. Когда же ночью старец Михаил читал Псалтирь, ему повелевал творить поклоны, и зачастую длилось это, пока не начинали бить в било. В соборе же преподобный Кирилл старался оказаться на пении раньше всех.
После долгого времени, которое провел преподобный в безропотном послушании у великого подвижника, он был поставлен на послушание в пекарню, где тяжелый труд, строгий пост и бессонные ночи в беспрестанных молитвах еще более укрепили его дух.
Когда же случалось посещать монастырь преподобному Сергию, то он, на удивление всем, прежде чем посетить своего племянника, архимандрита Феодора и других братий, шел сначала в пекарню и там подолгу беседовал со святым Кириллом.
Видя духовные труды, подвиги и смирение его, многие почитали его между собой не человеком, а Ангелом. Он же, желая утаить от внешних взоров свою добродетель, решил скрыть ее, притворяясь юродивым, за что архимандрит монастыря налагал на него епитимии, оставляя его на хлебе и воде дней на сорок, а случалось и на шесть месяцев, чему святой втайне был несказанно рад.
Девять лет провел преподобный Кирилл в поварне во всяческом воздержании и тяжелых страданиях, днем угорая от огня, ночью замерзая от стужи, ни разу не укрыв овчиной свое тело.
Когда же архимандрит Феодор был избран на Ростовское архиепископство, блаженного Кирилла поставили архимандритом вместо Феодора.
Но и став управителем монастыря, святой по-прежнему жил, руководствуясь своим смирением: ко всем великим и малым имел он нелицемерную любовь и всех принимал с одинаковой радостью: старых – как братьев, юных – как чад. Оттого все славили его и почитали. И приходили к нему люди из разных земель и городов, ибо было слово его «приправлено солью», и многие слушали его с наслаждением и пользой для себя.
Многие князья и вельможи приходили к преподобному и тем нарушали его безмолвие, к которому стремилась душа святого. И потому оставил он настоятельство, удалился в свою келлию и вступил на поприще подвига безмолвствования.
Узнав, что поставленный вместо него настоятель преисполнен к нему завистью, святой удалился в старый Симонов монастырь Рождества Пречистой и там продолжал безмолвствовать и молиться Богородице, чтобы указала Она ему тот путь, на котором он мог бы спастись. И Матерь Божия откликнулась на многократные молитвы святого.
В одну из ночей, во время чтения акафиста Пречистой, он услышал голос: «Кирилл, уходи отсюда и иди на Белоозеро, ибо Я приготовила там тебе место, на котором ты можешь спастись».
Когда же вскоре пришел с Белоозера знакомый блаженного Ферапонт и подтвердил, что есть там места, где можно безмолвствовать, то они оба отправились к Белоозеру и, обойдя много мест, нашли наконец место, указанное святому Кириллу Божией Матерью.
Святой Кирилл остался среди дремучих лесов, молился в своей келлии, вырытой в земле, испытывая бесчисленные козни диавола и нападки искушаемых бесами людей, шедших к блаженному на поджоги и грабежи. Вскоре пришли к нему желавшие жить иноческой жизнью и, по горячей молитве преподобного, появилась в лесной глуши на красивом холме близ озера церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Со временем слава о блаженном Кирилле распространилась далеко, и имя его было у всех на устах. Одни хвалили его смирение, другие говорили о его воздержании и пользе от его слов, третьи удивлялись его нищете и простоте. Оттого многие, презрев мирское, собирались вокруг преподобного и становились монахами, пребывая в полном послушании у своего архимандрита и ведя суровый аскетический образ жизни.
В монастыре блаженный Кирилл установил правило: в церкви никому ни с кем не беседовать и прежде окончания службы из храма не выходить. Более всего советовал он братии не вести праздных разговоров, пребывать в келлии ибо, говорил преподобный, «келлия всему научит…»
Усердие же самого святого было таково, что во время служения им Литургии и при чтении келейного правила он не мог удержаться от слез, свидетельствовавших о его пламенной вере и благоговении перед Господом. Как и преподобный Сергий, святой Кирилл запрещал братии просить милостыню у мирских людей, учил в самые трудные моменты жизни – голода, скудости и нужды – целиком полагаться на Бога и Его Пречистую Матерь.
Отказываясь от сел и имений, предлагаемых ему исцеленными боярами в дар, преподобный говорил: «Если начнем мы наблюдать за селами и управлять ими, то будет у нас больше попечений, нарушающих братьям безмолвие, а иные должны будут стать управителями поселков и подрядчиками. Так что лучше нам жить без сел, ибо душа одного из братии гораздо лучше всякого имущества».
В подвигах и молитве, совершая множество чудес и исцелений, пас святой Кирилл вверенную ему Господом паству. Шестидесяти лет пришел он на Белоозеро, тридцать лет спасался сам и направлял братию «на пажити жизни», и мирно отошел ко Господу в возрасте 90 лет.
Но «поскольку обычно для Бога прославляющих Его прославлять не только при жизни, но и по преставлении, не прекращает Бог прославлять Своего угодника Кирилла чудесами и по его преставлении, как то было и при его жизни» и до сего дня, посылая благодатные дары милости и любви Божией всем с верою уповающим на помощь преподобного и богоносного отца нашего Кирилла.

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский

Память 3 декабря (16 декабря по н. ст.)
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский был одним из учеников преподобного Сергия, Радонеж ского чудотворца. От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергнув суету и удовольствия мира, Савва пришел в пустыню к преподобному Сергию и принял от него иноческий постриг. Руководимый богоносным наставником, он пребывал в полном послушании ему, приучая себя поряд кам иноческого жития. Жизнь свою преподобный Савва проводил в строгом воздержании и непрестанном бдении, заботясь о соблюдении чистоты душевной и телесной. Прежде всех приходил преподоб ный в церковь на Божественную службу и после всех выходил из нее. Со стра хом Божиим стоял он в храме на молитве, в умилении не мог удерживаться от слез, так что удивлял всех иноков обители. Непрес танно упражнялся он в церковном пении и чтении, а в свободное от молитвы и церковных служб время занимался каким-либо рукоделием, избегая празднос ти – матери пороков. Подвижник любил безмолвие и сторонился бесед с другими. Поэтому он казался всем простецом, ничего не знавшим, а на деле превосходил мудростью своей многих, считающих себя разумными. Он искал не показной человеческой мудрости, а высшей, духовной, в которой и преуспевал. Преподобный Сер гий лучше других видел успехи преподобного Саввы в духовной жизни и поставил его духовником всей братии монастыря.
Победив татаро-монголов, святой благоверный князь Димитрий Донской во исполнение данного им обета попросил преподобного Сергия построить монастырь во имя Пречистой Богородицы. Просьбу великого князя преподобный исполнил, учредив Дубенский монастырь. Настоятелем монастыря он выбрал блаженного Савву.
Десять лет с кротостью и смирением пробыл святой Савва в Дубенском монастыре. После преставления ко Господу преподобного Сергия и недолгого игуменства преподобного Никона, ушедшего в затвор, Троицкая братия после долгих молитв возвела на игуменство преподобного Савву Дубенского. По прошествии шести лет блаженный Савва, ища безмолвия, оставил управление обителью, но остался подвизаться в Троицкой обители.
Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Димитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блаженному Савве, который был его духовным отцом, и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы-реки, близ Звенигорода, верстах в пятидесяти от царствующего града Москвы; это место князь Георгий отыскал заранее и оно показалось преподобному Савве земным раем. Молитвенно припав к иконе Пресвятой Богородицы, которую подвижник всегда носил с собой, он со слезами обратился к Божией Матери: «И ныне, Владычице, призри на место сие и сохрани его безопасным от врагов. Буди мне наставницей и окормительницей до самого конца моей жизни, ибо иной надежды, кроме Тебя, я не имею». Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, преподобному пришлось жить одному. Молва о его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которую полагал матерью всех пороков.
В 1399 году христолюбивый князь Георгий Димитриевич, испросив молитв и благословения у своего духовника, по повелению брата, великого Московского князя Василия Димитриевича покорил волжских болгар и, как и пророчествовал блаженный Савва, вернулся с победой жив и невредим. Позже, следуя завету старца о милосердии к нищим, князь Георгий пожертвовал много золота, сел и имений на строительство в обители храма в честь честного и славного Рождества Пречистой Богоматери и устроение более удобной обители для душеспасительного пребывания в ней иноков.
Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях.
До глубокой старости святой старец не изменял своего уставного правила, упражняясь не в мирском и суетном, не ища телесного покоя, но предпочитая тесный и трудный путь, возлюбив нищету больше богатства, бесславие больше мирской славы, терпение страданий больше бесполезных радостей.
Быв некогда единожителем преподобного Сергия, подобно ему сотворил он многие дела и чудеса о Господе. Под конец своего земного жития впал он в телесную болезнь и, недолго пострадав, призвал братию и поучал их Божественному Слову, наказывая хранить телесную чистоту, иметь братолюбие, украшаться смирением, совершенствоваться в посте и молитве. Наконец, дав им всем последнее целование, в добром исповедании предал душу свою Господу 3 декабря 1407 года.
Но и по своем преставлении святой угодник Божий не переставал заботиться о своей обители, принося и различные исцеления всем, с верой приходящим к нему. Известен случай особого покровительства преподобного в 1812 году, когда Отечество наше было разорено полчищами французского императора Наполеона. В то время как он овладел Москвой, его подданный принц Евгений Богарне с 20-тысячным отрядом подошел к Звенигороду. Он расположился в Сторожевской обители, а его солдаты расселились по монастырю и начали грабеж, не обходя храмы, не щадя святых икон. Но сам преподобный своим явлением устрашил и вразумил дерзких грабителей, явившись принцу Евгению, когда тот однажды вечером, не раздеваясь, лег и уснул. Сам не разобрав, было это наяву или во сне, он увидел, как в комнату к нему вошел старец в иноческой одежде и сказал, что если он запретит своему войску расхищать имущество монастыря, Бог помилует его и он возвратится к себе на родину целым и невредимым.
Устрашенный видением, принц утром отдал приказ возвращаться в Москву, а сам пошел в соборную церковь, у раки с мощами увидел образ преподобного Саввы, узнал его, с почтением поклонился, тут же записал о случившемся в своей записной книжке. Потом велел запереть соборный храм, запечатал его своей печатью и приставил к дверям храма стражу. Как и предсказал святой Савва, принц Евгений остался цел и невредим, не был ранен ни в одном сражении, в то время как все другие военачальники Наполеона кончили неблагополучно свою военную кампанию.

Преподобный Михей Радонежский

Память 6 мая (19 мая по н. ст.)
Ученик и келейник преподобного Сергия, подвизаясь в простоте сердца под руководством великого старца, преподобный Михей достиг такой высокой степени духовной чистоты, что один из всех сподвижников Сергиевых удостоился присутствовать при посещении Матери Божией Своего избранника.
Однажды ночью, после усердной молитвы к Матери Божией, великий старец сказал своему ученику Михею: «Бодрствуй, чадо: мы будем в сей час иметь чудесное посещение». Едва сказал он это, как послышался голос: «Се, Пречистая грядет!» Тогда старец поспешно вышел в сени; здесь осиял его свет паче солнечного, и он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном Богословом. Матерь Божия обещала быть неотступной от места сего и всегда покрывать его. Вострепетал старец от страха и радости, а когда пришел в себя, то увидел ученика своего Михея лежащим на полу, как бы умершим; великий наставник мог видеть Царицу Небесную и слышать голос Ее, а ученик, пораженный ужасом, не в состоянии был видеть все, и видел только свет небесный.
Когда преподобный Михей пришел в чувство, то, упавши к ногам преподобного Сергия, спросил: «Скажи, отче, Господа ради, что это за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела...». Но преподобный Сергий и сам еще не мог говорить от волнения душевного, только лицо его цвело небесной радостью. Когда, наконец, старец несколько успокоился, то послал преподобного Михея пригласить двоих благоговейных мужей из братии – Исаака молчальника и Симона экклесиарха. И все вместе совершили они молебное пение Богоматери.
Кроткий ученик кроткого старца преставился еще при жизни своего аввы, 6 мая 1385 года. Мощи его почивают под спудом небольшой церкви, устроенной и освященной в честь явления Богоматери преподобному Сергию, свидетелем чего удостоился быть преподобный Михей.

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломской

Память 20 июля (2 августа по н. ст.)
Преподобный Авраамий Галичский, Чухломской, жил в ХIV веке. Из древнейшего жития известно, что преподобный первоначально подвизался в Нижегородской Печерской обители, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь.
Спустя некоторое время, в поисках места для уединенной монашеской жизни, преподобный Авраамий по благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в Костромские пределы, в Галичское княжество, населенное чудскими племенами.
В 1350 году преподобный, находясь у подножия горы на берегу Чухломского озера, услышал голос: «Авраамий! Взыди на гору, там стоит икона Матери Божией!» Взглянув на гору, он увидел на вершине горы икону Царицы Небесной, окруженную дивным сиянием.
На месте обретения иконы Пресвятой Богородицы на средства, пожертвованные галичским князем Димитрием, преподобный Авраамий построил Новоезерский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Новоустроенная обитель стала источником духовного просвещения местного чудского населения.
Впоследствии преподобный Авраамий основал еще три монастыря: Авраамиеву Великую пустынь в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы, Авраамиеву Верхнюю пустынь в честь Собора Пресвятой Богородицы и Авраамиев Городецкий монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Просветитель Галичской страны, преподобный Авраамий Галичский преставился ко Господу 20 июля 1375 года в основанном им Покровском монастыре, куда удалился незадолго до смерти.

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский

Память 28 ноября (11 декабря по н. ст.)
Святитель Феодор, архиепископ Ростовский, был племянником преподобного Сергия Радонежского, от которого и принял иноческий постриг, будучи еще отроком. По достижении положенного возраста был рукоположен в сан пресвитера.
По благословению преподобного Сергия святой Феодор построил на берегу Москвы-реки, в месте, называемом Симоново, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и основал обитель. Когда монастырь стал привлекать множество народа, святой Феодор удалился в келлию в пяти верстах от Москвы. Преподобный Сергий благословил святого Феодора основать на этом месте монастырь, а святитель Алексий, митрополит Московский, – церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Новом Симонове.
Добродетельной жизнью и подвижничеством святой Феодор снискал известность в столице. Святитель Алексий возвел его в сан игумена, а великий благоверный князь Димитрий Донской избрал своим духовником. Симонов монастырь стал патриаршим. Несколько раз святой Феодор ездил к патриарху Константинопольскому по делам русской митрополии, от патриарха Нила он получил сан архимандрита.
В 1387 году святой Феодор был рукоположен во архиепископа и назначен на Ростовскую кафедру. В Ростове святитель основал Рождественский девичий монастырь.
Несмотря на занятость общецерковными делами, он неослабно руководил монастырской жизнью и воспитал многих подвижников. В Симоновом монастыре приняли постриг иноки Кирилл и Ферапонт – будущие основатели известных Белозерских монастырей. Также святитель Феодор занимался иконописью, его иконами были украшены Симоновская обитель и многие московские храмы.
Святитель Феодор преставился ко Господу 28 ноября 1394 года. Мощи его покоятся в Ростовском Успенском соборе.

Преподобный Афанасий Серпуховской

Память 12 сентября (25 сентября по н. ст.)
Преподобный Афанасий Серпуховской, с юных лет склонный к монашеству, искал наставника в иноческом делании. Он направил свои стопы в Троице-Сергиеву Лавру и стал достойным учеником великого игумена Сергия.
Ученики преподобного Сергия, кроме обычных иноческих послушаний, получали благословение на особенные церковные служения. Излюбленным послушанием, которое возложил на себя авва Афанасий, было книгописание.
В 1374 году, когда князь Серпуховской Владимир Анд реевич Храбрый обратился к преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его вотчине, авва Сергий со своим учеником Афанасием пришел в Серпухов и, заложив монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом.
Обитель святого Афанасия была воздвигнута возле города Серпухова, на высоком берегу реки Нары, за что ее назвали Высоцкой.
Устав обители был очень строг: «Обязанность инока в том состоит, чтобы бдеть в молитве и в Божественном поучении до полуночи, а иногда и всю ночь; ничего не есть, кроме хлеба и воды, и то с умеренностью; масла же и вина вовсе не употреблять». Именно в Высоцкий монастырь направил преподобный Сергий для пострижения и наставления в иноческом подвиге своего будущего преемника, преподобного Никона. Спустя годы сюда же направил преподобный игумен Никон будущего великого иконописца преподобного Андрея Рублева.
Поехав по благословению преподобного Сергия в Константинополь, преподобный Афанасий около двадцати лет жил там и трудился над переводами с греческого языка и переписыванием церковных книг, которые затем отправлял на Русь.
Преподобный Афанасий преставился ко Господу в Константинополе в глубокой старости в 1401 году.

Благоверный князь Димитрий Донской

Память 19 мая (1 июня по н. ст.)
Святой благоверный князь Димитрий Донской родился в 1350 году. Детство и отрочество его прошли под духовным руководством и наставничеством святителя Алексия Московского. С юных лет он вел жизнь благочестивую, любил церковные службы, молитву, не начинал без нее никакого дела. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Святой благоверный князь Димитрий вошел в историю как освободитель Руси от монголо-татарского ига, собиратель земель русских. Всю свою жизнь он посвятил делу объединения русских земель, установлению мира между князьями, укреплению государственности. Мудрым его наставником и молитвенником за великого князя был игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский.
Направляясь на Куликовскую битву, собрав воедино сплотившихся князей и бояр для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий просил благословения у преподобного Сергия. Великий старец благословил князя, предсказав его великую победу. В поддержку князю преподобный Сергий направил на поле боя двух монахов-схимников из княжеских родов – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), которые до принятия пострига были знатными воинами.
Победа на Куликовом поле, после которой благоверный князь Димитрий стал именоваться Донским, была одержана в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В благодарность за одержанную победу он основал на реке Дубенке храм Рождества Пресвятой Богородицы и Успенский монастырь.
Святой благоверный князь Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский

Память 11 февраля (24 февраля по н. ст.)
Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, святой основал близ города Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.
С преподобным Сергием Радонежским преподобный Димитрий встретился в 1354 году, и с тех пор стал его сподвижником и учеником. Игумен Димитрий был глубоко почитаем за свою подвижническую жизнь, за любовь к страждущим. Он был крестным детей великого благоверного князя Димитрия Иоанновича. По благословению преподобного Сергия святой игумен вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, они построили храм Воскресения Христова.
В уединенном месте неподалеку от Вологды преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Местные жители с радостью помогали подвижникам, отдали под обитель свои угодья. Так в 1371 году был воздвигнут Спасский собор, и многие ученики преподобного Димитрия перешли сюда из Переславля. Строжайшее подвижничество сочеталось у прилуцкого игумена с милосердием: он принимал странников, кормил нищих, утешал страждущих. Зимой и летом он ходил в одном и том же старом тулупе, до глубокой старости трудился с братией на общих работах. Постоянной пищей преподобного были лишь просфоры с теплой водой, даже в праздники он не вкушал разрешенные уставом вино и рыбу. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.
Преставился ко Господу преподобный Димитрий в 1392 году, в глубокой старости. Пришедшие братия нашли его словно уснувшим, келлия же была наполнена чудным благоуханием.

Преподобный Мефодий Пешношский

Память 14 июня (27 июня по н. ст.)
Преподобный Мефодий был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Проведя несколько лет под духовным наставничеством великого игумена, по его благословению преподобный Мефодий удалился в поисках пустынного места. В глуши дубового леса, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота он поставил себе келлию для подвигов отшельничества. В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного. Но как пламень костра просвечивается даже и через лесную чащу, так и подвижническое житие святого Мефодия не укрылось от ревнителей благочестия за болотами и лесами. Преподобный Сергий, посетив ученика, благословил его построить обитель и храм на более сухом и обширном месте. Преподобный Мефодий исполнил волю своего наставника, сам трудился при строительстве храма и келлий, «пеш» нося деревья через речку, которую от того назвали Пешношею, а за обителью осталось навсегда имя Пешношской.
Поселившиеся в обители иноки сами себе добывали пропитание, исполняли все работы для обители, это была обитель молитвы, поста и трудолюбия. Игумен подавал братии во всем пример, так воспитывая благочестивых иноков. Но, будучи строгим по отношению к себе, преподобный Мефодий был милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.
Временами святой игумен удалялся за две версты от обители, чтобы помолиться в уединении. Сюда приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий. Это место было названо «Беседа».
Преподобный Мефодий преставился ко Господу в 1392 году.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Память 7 сентября (20 сентября по н. ст.)
Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя были иноками Троице-Сергиева монастыря, учениками и пострижениками преподобного Сергия Радонежского. Когда перед Куликовской битвой благоверный князь Димитрий Донской приехал к преподобному Сергию в монастырь за благословением, великий старец не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков из княжеских родов, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келлии отшельника при часовне великомученика Димитрия Солунского, где впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь.
В день Рождества Богородицы перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей. Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооруженные копьями. Копье Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой, противник не успевал даже нанести удар, как уже оказывался побежденным и выпадал из седла. Преподобный Александр Пересвет пошел вопреки логике поединка – сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной великой схиме. Сделал он это для того, чтобы копье противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла, и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. Получив смертельную рану, святой схимонах продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там отдал Богу душу.
После Куликовской битвы тела преподобных Александра и Андрея были привезены в Москву и погребены рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

Преподобный Андроник Московский

Память 13 июня (26 июня по н. ст.)
Преподобный Андроник «был из отечества святого Сергия», из-под Ростова Великого. Юношей пришел он в Троицкий монастырь, и преподобный Сергий постриг его в монашество. Видя, что молодой инок любит безмолвие и молчание, старец благословил его жить в келлии одному. Преподобный Андроник был одним из любимых учеников преподобного Сергия.
Через 10 лет подвижник открыл наставнику свое желание основать монастырь. И ему представилась такая возможность. В то время в Троицкую обитель прибыл святитель Алексий, митрополит Московский, и обратился к игумену Сергию с просьбой дать ему инока, чтобы тот помог ему в строительстве новой обители. Святитель Алексий дал обет Господу построить монастырь после своего чудесного спасения во время бури на море.
Так в 1361 году в четырех верстах от Кремля, на речке Яузе, была воздвигнута церковь в честь Пречистого Нерукотворенного Образа Спасителя. Первым игуменом обители стал преподобный Андроник. Преподобный Сергий дважды посещал своего ученика в его монастыре.
Спасо-Андроников монастырь пользовался особым покровительством великокняжеского дома, Московской митрополичьей кафедры и Троице-Сергиева монастыря. Незадолго до Куликовской битвы в обитель заезжал благоверный князь Димитрий Донской, а после победы здесь было с почетом встречено русское войско. Слава об обители и ее настоятеле быстро разлетелась по Руси. К преподобному Андронику начали стекаться желающие подвизаться в его монастыре. Приходили и простые люди – за советом и наставлением.
Преподобный Андроник преставился ко Господу 13 июня 1395 года.
Лето Господне