Святой мученик Феодор Болгарский

Об этом купце мало что известно. Но прозвище Феодора — Иерусалимлянин — даёт возможность предположить, что он был выходцем из Святой Земли или Византии. Другое прозвище — Философ — свидетельствует, что Феодор был образованным человеком, ревностным христианином, хорошо знавшим Священное Писание.

АКАФИСТ СВ.МЧ.ФЕОДОРУ
  • Слово акафист (от греч. акафистос имнос) означает гимн, при пении которого не сидят. Этим словом язык наших богослужебных книг называет или хвалебно-догматическое песнопение «Акафист ко Пресвятой Богородице», исполняемый в современной богослужебной практике на утрени праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота 5‑й седмицы Великого поста), или жанр церковных песнопений, которые посвящены Иисусу Христу, Божией Матери, святым и являются позднейшими подражаниями Акафисту ко Пресвятой Богородице.
  • Акафист святому мученику Феодору Болгарскому совершается соборно каждый четверг в 21.30 МСК
  • Скачать акафист и присоединиться к соборной молитве святому угоднику:
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ
Одним их ярких примеров глубокой веры и высокой духовно-нравственной жизни является проповедь среди булгар мучеником Феодором Болгарским.

Феодор, философ Болгарский (Камский), в летописи – Феодор Иерусалимлянин (дата рождения неизвестна), богатый купец, торговавший в городах Поволжья. Об этом купце мало что известно. Но прозвище Феодора – Иерусалимлянин – даёт возможность предположить, что он был выходцем из Святой Земли или Византии. Другое прозвище – Философ – свидетельствует, что Феодор был образованным человеком, ревностным христианином, хорошо знавшим Священное Писание.

21 апреля (4 мая н.ст.) 1323 года мученик вступил в Болгаре, где он находился по торговым делам, в открытый спор о вере с местными мусульманами. Вот что гласит Летописный сборник, именуемый «Патриаршею или Никоновскою летописью»: «Того же лета в Болгарех, иже на Волзе и Каме, замучиша некоего христианина Иерусолимлянина, гостя суща, много богатьства имуще, и много философии изучена, именем Феодора; и пряшеся с ними о вере, они же окаании не стерпеша своего поругания, замучиша его за православную веру христьанскую, месяца Апреля 21 день». Мусульмане схватили Феодора и попытались заставить его отречься от Христа. Получив же отказ и аргументированный ответ, они подвергли его мучениям и убили. Существует предположение, что Феодор совершил этот поступок сознательно.

21 апреля по церковному календарю празднуется память древнего христианского мученика Феодора, «иже в Пергии» и память ещё двух мучеников с тем же именем празднуется накануне: Феодора Трихина 20 апреля, а на следующий день, 22 апреля, Феодора Сикеота. Видимо, именно в день своих именин, подражая первым христианским мученикам, Феодор Иерусалимлянин решил публично исповедать свою веру перед иноверцами, за что и поплатился жизнью.

В том же 1323 году в Твери игуменом Иоанном Цареградцем (судя по всему, также являвшимся выходцем из Византии) мученичество Феодора было увековечено постройкой каменной церкви. «Того же лета совершена бысть и свещена церковь камена во Твери во имя святаго Феодора, юже соверши и украси игумен некий, именем Иван Цареградец» — гласит всё та же «Патриаршея или Никоновская летопись».

В 2010 году во время раскопок на Булгарском городище было найдено захоронение человека, являющееся уникальным для этого региона. Уникальность определялась необычным обрядом захоронения: умерший располагался в могиле в сидячем положении, голова находилась в ногах, в руки усопшего был вложен массивный бронзовый крест с втулкой для шеста.

Специальные исследования показали, что скелет принадлежал мужчине зрелого возраста — 35-45 лет, ростом 158-163 см. Узкое невысокое лицо с резко выступающим носом принадлежало к европеоидному типу с чертами средиземноморского типа. Сравнительный анализ черепа с различными этнокультурными группами (представителями разных антропологических типов) показал наибольшую его морфологическую близость к южно-европеоидным популяциям (армяне, жители средневекового Херсонеса и т.д.). По одному из предположений, эти останки принадлежат мученику Феодору, так как ни в одном историческом документе нет никаких указаний на то, что его тело было куда-то перевезено и захоронено, в том числе и в Твери.

Память Феодору Болгарскому Иерусалимлянину совершается в день его кончины по юлианскому календарю: 21 апреля (4 мая по новому стилю) в Соборе Казанских святых.

Есть у одного из святых отцов вот такие слова: «кровь мучеников – семя Церкви». В Болгарскую землю легло кровавое семя мучеников Авраамия, Феодора и, наверное, многих других, которых мы никогда не узнаем, а если и узнаем, то только в день суда Божьего. Но мы видим не это, а то, что видят наши глаза – всходы, жатва, урожай. В центре принятия ислама на средней Волге и ныне стоят православные храмы, и ныне живут православные христиане.

За молитвы святых мучеников сегодня Господь, и не только сегодня, открывает нам с вами указатели нашего будущего. Мы не слепые, мы не в потемках, впереди нас такие маяки, такие светильники! И один из них Феодор Болгарский, который молит нам вот этот благодатный дар - стать в вековую колею, по которой шли наши благочестивые по крови и по духу святые предки. Стоять стойко в православной вере и работать Господу. В этом да укрепит нас Милосердный Господь за молитвы святых своих. С праздником!

По книге «История христианства на Средней Волге IV-XXI вв».

Святый мучениче Феодоре, моли Бога о нас!